Война с памятниками: США начинают жить по-украински

В одном из кинотеатров американского города Нэшвилл – это столица штата Теннеси – отныне запретили показ самой успешной в истории США кинокартины "Унесённые ветром" режиссёра Флеминга. Фильм обвинили в расизме и романтизации рабовладения.

В одном из кинотеатров американского города Нэшвилл — это столица штата Теннеси — отныне запретили показ самой успешной в истории США кинокартины "Унесённые ветром" режиссёра Флеминга. Фильм обвинили в расизме и романтизации рабовладения.

Запрет кино — лишь часть более масштабных перемен. Сейчас в США, словно это Украина, рушат памятники историческим деятелям. Главная жертва — генерал Ли, командовавший войском южан в Гражданской войне 1861-1865 годов. Мол, он — за рабство. Генерал, правда, с началом войны своих рабов распустил, но какая разница? Сносить ему памятники!

Уже снесли в Новом Орлеане — решение было принято во времена Обамы. Снесли недавно. Шеститонную двойную конную статую краном убирали в Далласе. Потом памятник генералу Ли отвезли с глаз долой на территорию заброшенной военной базы.

Осквернили памятник одному из отцов-основателей США — Томасу Джефферсону на территории Университета Виргинии в Шарлотсвилле. Статую укутали чёрной материей, на которой Джефферсон был назван "расистом" и "насильником", а его статуя — "символом белого супрематизма" — превосходства. В акции приняли участие порядка ста студентов.

Параллельно уже в Нью-Йорке кто-то мазал красной краской статую первооткрывателя Америки Христофору Колумбу в Центральном парке, мол, и он несёт ответственность за преступления белых.

Книга Патрика Бьюкенена, известного в США консервативного политика и публициста. Написана ещё в 2011 году. Название — "Самоубийство сверхдержавы". В ней анализируется тектонический культурный сдвиг, идущий в США, когда белое большинство уступает своё место чёрным.

По динамике переписи 2010 года это бесповоротно произойдет в Америке уже в 2041 году. Но среди американцев моложе 18 лет белые станут меньшинством уже в 2019 году.

Культурный результат этой перемены не понятен. Нет, например, ответов на такие вопросы, которые задаёт автор: "Какова будет "новая основа" Америки, какие идеалы и ценности будет она исповедовать? Что будет означать быть белым, когда белизна кожи перестанет служить символом принадлежности к большинству? Кто оплачет гибель белой Америки? Попытается ли кто-то сохранить её?"

Драматизм перемен Бьюкенен описывает библейским образом: "Мы — тот блудный сын, который бездумно растрачивает своё наследство, но в отличие от библейского персонажа вернуться домой мы не сможем".