Телефонные террористы использовали IP-телефонию

По стране прокатилась волна ложных анонимных телефонных звонков о заложенных бомбах. На каждый такой звонок правоохранительные органы обязаны реагировать. Интересно, что по информации российских спецслужб большинство звонков о минировании – из-за рубежа. Начато расследование.

По стране прокатилась волна ложных анонимных телефонных звонков о заложенных бомбах. На каждый такой звонок правоохранительные органы обязаны реагировать. Интересно, что по информации российских спецслужб большинство звонков о минировании — из-за рубежа. Начато расследование.

Бойцы Московского управления Росгвардии выезжают на вызов о минировании. В группе — инженер-сапер, взрывотехник, кинолог. Действуют по четкому алгоритму — на месте выставляют оцепление. Обследуют здание с собаками. Если вызов не ложный, включают спецприборы.

Спецслужбы работали так всю неделю почти в трех десятках городов России. Вал звонков о минировании. Началось с Омска. Торговые центры, школы, администрация города, рынки, кинотеатры…

Позже — Сибирь и Дальний Восток. Здесь автовокзалы и суды. Затем Москва. Спецслужбы проверяли вузы и магазины: МГИМО, ГУМ. К концу недели волна звонков докатилась до Казани. Правоохранительные органы каждый раз реагировали оперативно. Ни одно из сообщений не подтвердилось. Следователи уже вычислили схему преступления и первых подозреваемых.

"В результате немедленно начатых оперативно-розыскных и следственных действий получены данные о том, что анонимные сообщения инициированы лицами, находящимися за рубежом и связанными с запрещенной в России организацией "ИГИЛ", а также другими организациями", — заявили в правоохранительных органах.

90% звонков поступали из-за границы. В том, что все они связаны, нет сомнений — абонентам включали одну и ту же запись.

"Скорее всего, это робот. Потому что одному человеку или даже группе людей одновременно совершить такое количество звонков сложно", — отметил Александр Руднев, управляющий партнер компании-разработчика платформ IP-телефонии.

Уже известно, что организаторы и исполнители преступной деятельности использовали шифрованную переписку и IP-телефонию. Секретные мессенджеры, позволяющие скрывать свои сообщения, уже давно являются постоянными каналами общения террористов, а вот интернет-звонки — это что-то новое.

IP-телефония при всей кажущейся сложности — достаточно простая технология. Она легальна, существует много лет и используется для связи не только по стационарным телефонам. По сути даже звонок с сотового основан на тех же принципах цифровой связи между абонентами.

В компании, которая разрабатывает российские IP-платформы уверяют: в деле явно участвовали хакеры. Они могли находиться в любой стране. Через цепь подставных IP-адресов злоумышленники подключились к легальному оператору сотовой связи и с исходного компьютера по этой цепочки устроили атаку.

"Я думаю, никто не заключал никаких договоров с дата-центрами, чтобы не оставлять следов. Скорее всего, просто подключились к Интернету, может, даже в разных точках мира и произвели этот массовый автоматизированный обзвон", — отметил Александр Руднев.

IP-адреса, с которых направлялись звонки, заблокированы. Эксперты уверены, что в ближайшее время будет вскрыта вся преступная цепочка.

"Когда идет голосовой трафик по обычным телефонным сетям или по современным цифровым сетям, все ходы, что называется, записываются. И инициатора можно вычислить. Сложность может возникать в тех случаях, когда приходится обращаться за рубеж. Понятное дело, что иностранные компании не обязаны выдавать подобную информацию, взаимодействие может быть затруднено. В любом случае, на уровне государственном, на уровне спецслужб взаимодействие происходит. Цели у таких телефонных атак могут быть абсолютно разными", — сказал Владимир Ульянов, руководитель аналитического центра "Зекурион".

На практике телефонных террористов всегда вычисляют и заставляют возмещать нанесенный ущерб. Алексей Сизиков, любящий выпить 44-летний электромонтер, на этой неделе оказался на скамье подсудимых из-за звонка о минировании телецентра. 20 января этого года после его сообщения спецбригады выехали к Останкино и ВГТРК. Ничего не нашли. Через час Сизикова задержали. Теперь говорит: на штраф денег нет.

Ущерб по таким делам — миллионный. Если речь идет о вокзале или авиагавани, учитываются задержанные рейсы. Если эвакуировали крупный торговый центр, его владельцы говорят об упущенной прибыли. Как только ущерб превышает миллион рублей, виновнику грозит пять лет лишения свободы.

Законодатели хотят ужесточить санкции, чтобы осужденные по 207-й статье не могли отделаться штрафом, а получали реальный срок.

Хурсанд Амунбеков из Самары улыбался до тех пор, пока ему не объявили приговор: два года лишения свободы и штраф миллион рублей. Этой суммы не досчитались в торговом центре, который по вине Амунбекова был эвакуирован под Новый год.

Житель Альметьевска Александр Бражников пугал руководство местной больницы взрывом в одной из палат — получил год. Расчет так называемых телефонных террористов на новые технологии вряд ли оправдается, ведь раскрываемость подобных преступлений в России — под 100%.