Старикам здесь не место. Исчезновение старой рыбы угрожает морским популяциям

Атлантическая треска √ один из наиболее важных объектов мирового промысла.

Атлантическая треска √ один из наиболее важных объектов мирового промысла.
Фото Wikimedia Commons.

Учёные обнаружили, что за несколько десятилетий интенсивного рыболовного промысла доля старшего поколения в популяциях рыбы сократилась более чем на 80%. Но такое "омоложение" не идёт на пользу морским экосистемам и угрожает выживанию ценных видов рыб по всему миру.

Продолжительность жизни рыб сильно варьируется в зависимости от вида. Если анчоусы и бычки живут всего пару лет, возраст атлантической трески достигает 20-25 лет, а настоящий долгожитель подводного царства желтоглазый морской окунь нередко справляет и столетний юбилей.

Но морские биологи бьют тревогу. Результаты нового исследования показывают, что в мировом океане резко сокращается доля старых рыб. И если у людей увеличение числа молодёжи среди населения можно только приветствовать, в водном мире действуют совсем другие правила.

Дело в том, что старшее поколение рыб не только приносит больше жизнеспособного потомства, но и легче адаптируется к меняющимся условиям. В случае необходимости именно старые рыбы начинают миграции в новые районы или переключаются на другой тип корма, подавая пример молодым.

"Это вызывает тревогу, – говорит ведущий автор Льюис Барнетт (Lewis Barnett) из Вашингтонского университета. – В популяциях важно иметь молодую и старую рыбу, потому что изменение условий окружающей среды в разные годы может благоприятствовать одной или другой возрастной группе".

Биоразнообразие обеспечивает стабильность любой популяции, но в ходе рыболовного промысла в первую очередь страдают самые большие, а, следовательно, самые старые рыбы. И лишь сейчас учёные выяснили истинные масштабы этой проблемы.

Команда экспертов по рыболовству исследовала данные о состоянии 63 популяций промысловых рыб в США и Европе. В частности, учёные проанализировали записи о запасах атлантической трески, палтуса, морского окуня, хека и камбалы, которые, в зависимости от района вылова, охватывали период от 24 до 140 лет.

Особое внимание уделялось сведениям о возрасте рыбы, который традиционно определяют с помощью отолитов. Эти твёрдые камешки в ушах рыб являются частью органа равновесия и, подобно дереву, образуют видимые на срезе годовые кольца.

Оказалось, что за несколько последних десятилетий, когда объёмы мирового рыболовства значительно выросли, доля старых рыб сократилась на 80%, а в трети популяций этот показатель превысил 95%. И это далеко не предел. Исследование, опубликованное в журнале Current Biology, не учитывает данные из Африки, Азии и Южной Америки, где рыболовство регулируется не так строго.

"Я думаю, что эта модель будет действовать в любом месте, где активно ведётся рыбная ловля, — говорит соавтор работы Тревор Брэнч (Trevor Branch). – Если вы занимаетесь рыболовством, старой рыбы будет меньше, даже если вы думаете, что делаете всё правильно".

В качестве примера Брэнч приводит популяцию хека у западного побережья США, где государство тщательно управляет промыслом, но старшая возрастная группа всё равно сократилась более чем на 90%.

Учёные считают, что исправить ситуацию можно, только изменив правила рыболовства. Сейчас в квотах прописан лишь минимально допустимый размер рыбы, и одним из решений проблемы может стать введение ограничений на вылов рыбы больше определённого размера. Но, по мнению специалистов, такой радикальный подход окажется слишком сложным и дорогим как для промышленности, так и для самих регуляторов. Поэтому наиболее перспективным выходом из ситуации является создание морских заповедников. В этих свободных от промысла зонах рыбы смогут доживать до преклонного возраста, что обеспечит морским популяциям большее генетическое разнообразие.

Старшее поколение играет важнейшую роль и у других видов животных. Например, пожилые самки касаток, потерявшие возможность приносить потомство, становятся старейшинами стаи и передают накопленный жизненный опыт молодым сородичам.