Тема:

Судьба Каталонии 1 неделя назад

Референдум в Каталонии: чем ближе дата, тем непонятнее, что будет

Референдум о независимости затевает Каталония – богатейшая провинция Испании. Понятно, что власти в Мадриде делают всё, чтобы затею сорвать. МВД Испании отправляет в Каталонию свои подразделения для проведения обысков, изъятия миллионов бюллетеней для голосования и ареста местных чиновников.

Референдум о независимости затевает Каталония — богатейшая провинция Испании. Понятно, что власти в Мадриде делают всё, чтобы затею сорвать. МВД Испании отправляет в Каталонию свои подразделения для проведения обысков, изъятия миллионов бюллетеней для голосования и ареста местных чиновников. Такие меры обусловлены тем, что каталонская полиция теперь, как говорится, "с народом".

Да, смахивает на "цветную революцию", но сейчас черёд Евросоюза этим наслаждаться. И уже совсем веселая деталь: некоторые испанские СМИ все-таки усмотрели в каталонском референдуме "руку Кремля". C таким "расследованием" недавно выступило издание El Confidencial. Прямо не могут без России.

Всеобщая мобилизация была больше похожа на хаос. Мобилизовались стихийно, полиция едва успевала перекрывать улицы. Сначала пошли маршем на здание Совета по экономике — там спрятали тех, кто проводил обыски и изымал бюллетени. Позже взят в осаду Верховный суд — там держали арестованных, тех, кто готовил референдум. Также был захвачен университет вместе с прилегающей к нему главной улицей Барселоны.

"Мы не боимся!", усевшись на асфальт скандируют три тысячи студентов. Это, конечно, сигнал Мадриду, который выполнил то, что пообещал в самом начале манифестаций и беспорядков.

С холма Монтжуик лучше всего видно, как Мадрид планирует взять ситуацию под контроль. Грузовой порт – единственный, кто согласился принять паром Moby с шестью тысячами военных на борту. Им приказано сделать все, чтобы в Каталонии был порядок и не было референдума.

Веселая раскраска парома явно не к месту, но где еще, не раздражая город, поселить столько командированных? Это, кстати, усиление лишь для Барселоны. Еще один корабль встал в порту Таррагоны — оттуда военных будут разбрасывать по всей провинции в преддверии 1 октября.

Но чем ближе дата, тем непонятнее, как будет. Референдум суд отменил. Открывать школы и детские сады под участки мэрам запрещено. Штраф — по 12 тысяч евро в день тем, кто ослушается. Избирком распущен.

Президент Каталонии в своем Twitter анонсирует наспех сделанный сайт. Введя свои данные – имя, фамилию, номер паспорта — можно узнать адреса альтернативных избирательных участков по всей провинции.

С бюллетенями пока — темная история. По слухам их заново печатают где-то в тайных типографиях. Но все уже давно в Интернете – возможно, разрешат приходить со своими, распечатанными на принтере.

Здание местной радиостанции. 1 октября здесь откроется избирательный участок. Вопрос – один: хотите ли вы, чтобы Каталония обрела независимость и стала республикой, да или нет?

Кажется, что просто, но те, кто вывешивают на своих балконах "Да", не всегда углубляются в детали. К примеру, чем будет жить Каталония в случае отделения? Потянет? Пресса пытается все упростить, рисуя схемы, убеждая зрителя, что Каталония — лидер промышленного производства Испании, химии, машиностроения. Текстиль стал едва ли не главным аргументом борьбе за отделение. Даже если его производители постоянно напоминают, кому нужен будет этот текстиль, если главный рынок — Испания? Евросоюз? Он уже предупредил, что безнаказанным обретение свободы не останется.

Свободное плавание — это совсем другое дело. По некоторым данным, тех, что хорошо знаком с историей коррупционных скандалов бывших идеологов отделения, в Каталонии больше половины. Тех, кто боится потерять главный заработок — туристов — потому что именно туристы — сфера услуг для Каталонии, главный источник дохода — почти 70% ВВП. Плавать на Майорку и Минорку они, конечно, не перестанут, но если появятся границы и визы, Барселона очень быстро потеряет 12-е место по количеству приезжающих.

"В современном мире все стремятся объединять усилия и страны. Я говорю о Европейском Союзе, о федеральной Европе. Это вполне логично. Но даже если откинуть в сторону логику, будут совершенно конкретные последствия. Каталония окажется вне ЕС. Это факт. Представители Евросоюза не раз об этом заявляли. Появятся границы, где их раньше не было, новые пошлины. Бизнесу станет очень сложно, станет трудно перемещать как капитал, так и людей. Голосовать я не буду. Я считаю это незаконным", — уверен предприниматель Фернардо де Альварадо.

На сомнения и аргументы осталась неделя. Мадрид, с одной стороны, подает сигналы о готовности переговоров в обмен на отказ от попытки провести референдум, с другой, — корабли с военными уже приплыли.

Премьера Рахой делает очень жесткие заявление — призывает прекратить мечтать, разойтись по домам, потому что в случае неподчинения ответ будет жестким. В Барселоне может запахнуть газом — кто-то поговаривает, что власти подумывают о комендантском часе.

Это, конечно, первые сигналы того, что Мадрид боится, ведь недавние столкновения с полицией устраивали не ультрас, никаких капюшонов и касок — обычные люди, которые не понимают, почему их лишают такой простой и абсолютно законной вещи как референдум.

"У Мадрида есть экономические, культурные и политические причины бояться независимости, то есть целый комплекс. Каталония — это 18% населения Испании и 20% ВВП, также регион экспортирует более четверти всех продуктов Испании. Это самая экономически динамичная зона испанского государства. Но Мадрид никогда не делал стратегической ставки на Барселону. В Каталонии считается, что для того, чтобы достичь баланса в Европе и Средиземноморье, было бы отлично создать на юге Европы мощный экономический центр. Барселона на эту роль идеально подходит. Но мадридские политики хронически против этой идеи", — отметил политолог Энрик Марин.

У Мадрида, конечно, есть свои идеи, но на него еще как следует давят. Неудобные прецеденты Европе очень не нравятся. С 1 октября будут что-то делать. В Каталонии это хорошо понимают и очень надеются, что применение силы останется лишь угрозой.