Референдум в Иракском Курдистане: обстановка накаляется

На референдуме о независимости, который прошёл в так называемом Иракском Курдистане, почти 92 процента избирателей проголосовали за отделение от Ирака. А участвовали в плебисците три с половиной миллиона человек.

На референдуме о независимости, который прошёл в так называемом Иракском Курдистане, почти 92 процента избирателей проголосовали за отделение от Ирака. А участвовали в плебисците три с половиной миллиона человек. Обновлённые данные — от курдских СМИ. Впрочем, в Багдаде эти цифры игнорируют. И утверждают, что не признают результаты ни при каких обстоятельствах. Более того, иракские военные присоединились к военным учениям на территории Турции.

Красный флаг Турецкой Республики и трёхцветное полотнище Ирака — рядом. Но не на каком-нибудь совместном брифинге первых лиц. А в руках солдат, которые совершают марш-бросок на границе двух стран. Это — совместные военные учения. Вроде бы плановые. Но явно не случайно назначенные именно на начало этой недели. Причина — референдум о независимости в так называемом Иракском Курдистане. Раздражающий фактор как для Анкары, так и для Багдада.

"Решение об этом референдуме, принятое без каких-либо консультаций, нельзя назвать иначе как вероломным. Поэтому мы встаём на путь санкций, из-за которых им будет очень плохо. Их нефтяные предприятия ждёт полный крах, а сами они будут умирать от голода, когда наши грузовики с продовольствием перестанут ездить в северный Ирак", — заявил президент Турции Реджеп Эрдоган.

Конечно, до голода дело пока не дошло. А вот мощь своих вооружённых сил Турция уже вовсю демонстрирует. Танки, реактивные системы залпового огня и самоходные установки — всего в паре километров от территорий, где курды голосовали за отделение от Ирака. Собственно иракские вооружённые силы присоединились чуть позже. Пока относительно небольшой группой. Ключевое слово — пока.

"Мы не собираемся вести какой-либо диалог по поводу результатов этого неконституционного, незаконного и некорректного референдума. Который является таковым по оценкам и международного сообщества, и властей Ирака. Мы уже приняли меры и примем другие", — отметил премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади.

Формулировки довольно расплывчатые. В отличие от государственных рубежей, которые в Багдаде считают незыблемыми. Курдистану уже грозят полным воздушным эмбарго, если он в течение трёх дней не передаст свои аэропорты под контроль иракских властей. А в парламенте вообще намекают на возможность ввода войск. Ну а пока — манёвры. Проходят они, в основном, в окрестностях небольшого турецкого города Силопи. Неподалёку — контрольно-пропускной пункт "Хабур". Одно из важнейших окон в мир для курдского региона. Проверки на нём усилены. Говорят, при необходимости и вовсе закроют, как закрыл Иран. Причём не один КПП, а весь участок границы.

"Мы подождём до тех пор, пока не станет ясно, к чему приведёт этот нелегитимный референдум, и после этого сделаем конкретные шаги. Голосование организовали в самое неподходящее время — когда иракским властям удалось добиться значительных успехов в борьбе с террористами ИГИЛ (запрещена в РФ)(террористическая организация. Запрещена в РФ). По запросу иракского правительства мы уже заблокировали границу", — заявил представитель МИД Ирана Бахрам Гасеми.

К тому же Тегеран уже начал собственные учения. С участием спецназа, авиации и артиллерии. В общем, одобрили действия иракских курдов только курды других стран. В то время как в Евросоюзе, ООН, и даже в Вашингтоне, где этнос традиционно пользуется поддержкой, референдум однозначно осудили. А в Кремле подчеркнули, что выступают за целостность стран ближневосточного региона. Очевидно, понимали это и в самом Эрбиле. Политологи допускают: просто захотели проверить реакцию. А уже в зависимости от неё будут либо договариваться с соседями, либо продолжат делать ставку на сепаратизм. В том числе агрессивный.