На Восточном начался "сухой вывоз" ракеты-носителя "Союз-2.1а"


ГТРК "Амур"

На Восточном сегодня начался "сухой вывоз" ракеты-носителя "Союз-2.1а". Это неотъемлемая часть генеральной репетиции запуска, который запланирован на декабрь. "Союз" отправят на орбиту с разгонным блоком "Фрегат", который дает новые возможности для исследования звёзд и планет.

На Восточном сегодня начался "сухой вывоз" ракеты-носителя "Союз-2.1а". Это неотъемлемая часть генеральной репетиции запуска, который запланирован на декабрь. "Союз" отправят на орбиту с разгонным блоком "Фрегат", который дает новые возможности для исследования звёзд и планет. Как прошли первые часы испытаний, видел наш корреспондент.

Предрассветный гудок, и космический железнодорожный состав с ракетой на борту трогается в путь. "Союз-2.1а" собран, но не заправлен топливом. Потому небольшое путешествие до стартового стола специалисты называют "сухим вывозом" — это часть масштабных комплексных испытаний. Предстоит проверить, как работает каждая система и каждый агрегат по отдельности и вместе.

От технического комплекса до старта примерно 4,5 километра. Это расстояние ракета, которая долетает до орбиты за считанные минуты, преодолевает со скоростью человека, идущего размеренным шагом — примерно за два часа. С особой осторожностью, чтобы ничего не повредить, космический груз везет специальный железнодорожный состав в сопровождении сразу нескольких сотрудников боевого расчета — пожарных, охранников, скорой помощи. Все происходит примерно по такому сценарию, как будет идти в день запуска.

Ракета до места назначения добралась без происшествий. 20 минут — и она уже стоит по стойке смирно прямо в центре огневого кольца. А рядом выстроились ровные ряды личного состава боевого расчета. На торжестве звучат напутствия и поздравления: и со стартом тестовых работ, и с годовщиной начала космической эры. 60 лет назад на орбиту был отправлен первый искусственный спутник Земли. Короткие аплодисменты — и по местам.

Амурчанин Егор Седых рассказывает: он фактически является водителем мобильной башни обслуживания, единственной такой во всем мире. Конструкция величиной с пятнадцатиэтажный дом на колесах наезжает на ракету и обхватывает ее. Все предпусковые работы будут проводить в закрытом помещении.

"Мобильная башня у нас работоспособна в температурном диапазоне от -40 до +40 градусов. Персонал спокойно здесь работает, башня нас защищает от погодных условий: ветер, дождь, снег. Единственное — на площадках обслуживания прохладно, так как они не обогреваются, но есть специальные помещения обогревочные", — рассказал ведущий специалист стартового комплекса филиала ФГУП "ЦЭНКИ" — космический центр "Восточный" Егор Седых.

"Союз-2.1а" доставили в Приамурье в начале сентября из самарского РКЦ "Прогресс" в разобранном виде в нескольких вагонах. Если для первого запуска с Восточного (в апреле прошлого года) использовали блок выведения "Волга", то на этот раз модернизированную ракету укомплектовали разгонным блоком "Фрегат".

"Дает преимущество при выводе полезной нагрузки на более высокие орбиты, на более энергоемкие орбиты. То есть мы можем запускать более тяжелые спутники, которые выполняют более серьезные функциональные задачи", — пояснил директор филиала госкорпорации "Роскосмос" на космодроме Восточный Константин Чмаров.

Проверка всех систем займет примерно 4 дня. Затем ракету отвезут обратно в технический комплекс. Если будут замечания, исправят. Ну а пока все идет в штатном режиме. "Будут проверяться системы управления разгонного блока "Фрегат", системы подготовки и телеметрии. У нас все идет по плану, по графику, отклонений нет", — сказал директор филиала ФГУП "ЦЭНКИ" — космический центр "Восточный" Валинур Агишев.

До запуска, намеченного на 22 декабря, "Союз-2.1а" будет храниться в разобранном виде. В преддверии старта в головную часть ракеты поместят российские спутники дистанционного зондирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций "Канопус". В ближайшее время на Восточном готовятся принять ещё один носитель — другой модификации — "Союз-2.1б".