Матвиенко: Украина заложила бомбу под собственную целостность

Скоро в Таврическом дворце в Петербурге впервые в нашей истории пройдет регулярная Ассамблея Межпарламентского союза. Здесь когда-то заседала первая Государственная Дума России. Здесь же попыталось собраться разогнанное большевиками Учредительное собрание.

Скоро в Таврическом дворце в Петербурге впервые в нашей истории пройдет регулярная Ассамблея Межпарламентского союза. Здесь когда-то заседала первая Государственная Дума России. Здесь же попыталось собраться Учредительное собрание, разогнанное матросом-большевиком Железняком. Здесь теперь соберутся делегаты-парламентарии не от Европы, а от всего мира. Председатель этого всемирного собрания председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

- Валентина Ивановна, здесь не будет пустых мест?

- В этот раз точно не будет, потому что за 128 лет существования Межпарламентского союза это будет рекордная, самая представительная ассамблея. Уже на сегодняшний день — 158 стран.

- Мой вопрос был с подковыркой. Я вспоминаю обстоятельства вашей поездки в Соединенные Штаты и визовую проблему. Наверняка среди национальных делегаций есть индивидуумы, которые входят в ответный российский черный список по визам? Кому-нибудь из участников было отказано в визах?

- Да, такие есть парламентарии. Но поскольку это принципиальная позиция России — о недопустимости каких-либо санкций и ограничений для парламентариев — мы дали гарантии Межпарламентскому союзу, что все члены национальных делегаций безо всяких ограничений будут допущены.

Но коли все так демократично, то все-таки — о Европе, о Совете Европы, расположенном в Страсбурге, по идее, весьма демократичной ассамблее, где, тем не менее, полномочия российской делегации были прерваны, — после Крыма. Хотя, на мой взгляд, все было раньше.

- Я вам признаюсь в том, что есть момент, где у меня абсолютное разделение сознания. Вот у меня нет позиции. Я очень хорошо помню обстоятельства вступления России в Совет Европы в 1997 году. И хотя я человек демократических убеждений, как мне кажется, я тогда испытывал недоумение и подумал: что мы туда идем, рано, и слишком большие обязательства были взяты. С другой стороны, я очень ценю членство России в Совете Европы, потому что это какие-то стандарты прав, демократических свобод и так далее. Где вы в этом мироощущении? Нам нужно или нет членство в Совете Европы?

- Я в этом мироощущении изначально была и сейчас тоже абсолютно убеждена в том, что вступление России в Совет Европы было абсолютно правильным и единственно возможным. В то же время это была взаимоинтересная интеллектуальная совместная работа, — отметила Валентина Матвиенко.

- Была, а потом российскую делегацию лишили права голоса.

- Это сигнал Совету Европы о том, что нужны перемены.

Парламентская Ассамблея Совета Европы – ПАСЕ — избирает и судей того самого Европейского суда по правам человека. Если подчиняться его решениям, то — знать судей. После лишения России права голоса в ПАСЕ знание оказывалось абстрактным. Но теперь в Страсбурге решили: не может быть разных уровней членства в ПАСЕ и Совете министров Совета Европы, где членство в России оставалось неприкосновенным.

- Как вы думаете, европейцы испугались того, что Россия перестанет финансировать Совет Европы или пришло политическое понимание?

- Финансовое ограничение — это не самый главный аргумент, хотя, естественно, не участвуя во всех структурах Совета Европы, мы и не должны платить полноценный взнос — это наша позиция. Это пришло политическое осознание, — считает Матвиенко.

В обычной жизни Таврический дворец в Петербурге — место, где расквартирована Межпарламентская ассамблея СНГ. И, соответственно, здесь все еще висит флаг Украины, участие которой в СНГ, по меткому выражению одного умного человека, "не нулевое, но пассивное". Но не очень и пассивное.

Не иначе как истые демократы, сначала депутаты украинской Рады, призвали вообще не проводить международную Межпарламентскую ассамблею в России. Потом, когда мировым сообществом все-таки было принято решение собраться на берегах Невы, Киев призвал в Петербург не приезжать. Призыв не был услышан. В Петербурге будут обсуждать в том числе и украинский закон "Об образовании". А он вместе с русским языком поставил на Украине вне закона и румынский, и венгерский, и так далее. На взгляд "Вестей в субботу", это напоминает законотворчество времен каудильо Франко в Испании.

"Абсолютно дискриминационный закон, абсолютно антидемократический", — говорит Валентина Матвиенко.

- Франсиско Франко запрещал каталонский, и вот чем это обернулось.

- Да. Заложена бомба под целостность Украины, которая является многонациональным государством. Но что меня радует? В ПАСЕ принята очень жесткая резолюцию по закону "Об образовании", даны очень жесткие оценки неприемлемости подобных законов, с требованием его изменить. Это уже хорошо. Верховная Рада послала в Венецианскую комиссию этот закон. Но обычно — и мы так делаем, и другие — посылают до принятия. Они послали после принятия. Надеюсь, что в этот раз Венецианская комиссия вынесет не политически ангажированное решение, а мотивированное юридическое решение. И, конечно, мы ждем реакции Евросоюза, — отметила Матвиенко.

За исключением посланцев Верховной Рады Украины в Петербурге соберутся все.

- Есть такая практика, что этот общий сбор парламентариев всего мира принимает резолюции по животрепещущим вопросам. Вашим коллегам решать, что это будет. Есть предложения по поводу Джибути, по поводу Мьянмы, по поводу двух Корей и так далее. Здесь же будет делегация и южнокорейского парламента, и северокорейского. Будете их сводить друг с другом?

- Делегация Южной Кореи и КНДР, как мы говорим, приехали. Я буду встречаться с председателем парламента Южной Кореи, с первым заместителем Верховного народного собрания Северной Кореи, — говорит Матвиенко.

- Там можно будет их познакомить друг с другом?

- Попытаюсь сделать все, что от нас зависит.

- Почему мы так хотели, чтобы эта ассамблея прошла в России, в Санкт-Петербурге?

- Потому что там стоял матрос Железняк когда-то, который сказал: "Караул устал и распустил Учредительное собрание".

- Первая Государственная Дума Российской Империи образованная в 1906 году. Тогда же британская группа Межпарламентского союза прислала приглашение спикеру российской Государственной Думы, в котором было сказано: "Милостивый государь". С 1906 года российский парламент с перерывами имел отношение с Межпарламентским союзом. И получить проведение ассамблеи — это честь. Правда. Без пафоса.

"Безусловно, мы не должны уходить из Совета Европы. Но нас должны услышать", — уверена Матвиенко.

На Ассамблее Межпарламентского союза выступил президент РФ Владимир Путин.

"К сожалению, мы видим, что в последнее время все активнее предпринимаются попытки ограничить прямые контакты и общение законодателей, имею в виду практику ведения дискриминационных ограничений и санкционных списков, в которых зачастую фигурируют и парламентарии. Считаем такую практику недопустимой, вредной и просто глупой. Тем более контрпродуктивно, когда в рамках межпарламентских структур ущемляются целые делегации. К сожалению, и такое тоже бывает. Это, на наш взгляд, противоречит принципу свободного межпарламентского сотрудничества, суверенному праву каждого государства высказывать и цивилизовано и открыто отстаивать свою точку зрения", — заявил глава российского государства.