Российский автопром все надежды возлагает на государство

За дни простоя рабочие зарплату получать будут в размере двух третей от своего оклада
За дни простоя рабочие зарплату получать будут в размере двух третей от своего оклада
Автомобильный рынок России продолжает "буксовать": с начала года продажи упали на 47%, производство – на 61%. Но отступать от намеченных планов компании не спешат, надеясь на поддержку государства.

Автомобильный рынок России продолжает "буксовать": с начала года продажи упали на 47%, производство – на 61%. Но отступать от намеченных планов компании не спешат, надеясь на поддержку государства.

На складах автомобильных компаний ни днем, ни ночью при свете фар почти не найдешь свободного места. Предыдущие поставки не раскупают. Например, в мае спрос упал на 58%, продано 119 тысяч автомобилей. Охотнее всего покупают бюджетный Renault Logan, который отобрал звание самой популярной иномарки у Ford Focus.

Чтобы удержать финансовые показатели, компании перепробовали и остановку конвейера, и сокращенный рабочий день. Производство пошло по наклонной: легковых автомобилей сделали в первом полугодии всего 230 тысяч, это на 61% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Выпуск иномарок сократился на 48%. Среди российских компаний на звание антилидера по пустоте на конвейере может претендовать группа "ГАЗ". Модель "Сайбер", на которую возлагались большие надежды, их не оправдывает. За первые пять месяцев "ГАЗ" выпустил всего 201 легковую машину, "АвтоВАЗ" – 106 тысяч штук, "УАЗ" – три с половиной тысячи, "Иж-Авто" – четыре тысячи.

Не далеко от легковых ушла и сборка грузовых автомобилей. Объем производства сократился почти в 4 раза. Урезая производство в России, компании ограничили импорт. Границу пересекло как минимум в два раза меньше новых машин.

Смотреть на сокращение и спад придется и дальше. Аналитики сомневаются, что меры поддержки рынка эффективны, потому что они приняты слишком поздно. В апреле выданы первые кредиты на покупку автомобилей с субсидированной процентной ставкой. Тогда же зашла речь о льготах для госзаказа.

Сейчас, пока на уровне предложения, денежная помощь автовладельцам за утилизацию машин старше 10 лет и покупку новых. Так, например, принято в Германии, где государство компенсирует 2,5 тысячи евро покупателю нового авто.

Еще одна идея – сделать льготное кредитование масштабнее, выдавать субсидии на автомобили ценой не 350, а 600 тысяч рублей, и снизить первоначальный взнос с 30 до 15%. Пока в программу попадает не так уж и много автомобилей. Это все модели Lada, UAZ Hunter, а также самые простые версии Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia, Fiat Albea и Chevrolet Niva.

Правда, есть нюанс. Идея увеличить субсидии есть, а роста объема господдержки всего автопрома нет. На данный момент он так и остается на уровне двух миллиардов рублей.

И, наконец, глобальная мысль от главы "Сбербанка" Германа Грефа. Взяв за основу союз "Магна-Опель" и "ГАЗа", создать конгломерат с объемом производства 6 миллионов автомобилей в год. Вполне вероятно, что под управление гиганта может перейти и "АвтоВАЗ", которому, по мнению банкира, необходимы технологии "Опеля".

В свою очередь сам "АвтоВАЗ" пока говорит о другом пути развития. В Тольятти дошла помощь в виде 26 миллиардов бюджетных рублей. Теперь там с радостью примут и евро. Русско-французский союз с Renault оправдывает себя кредитом на 171,5 миллиона в европейской валюте от банка "Societe Generale". В Тольятти обещают, что деньги пойдут в дело. Через два года значок "ВАЗа" должен появиться на новом кроссовере ценой в 390 тысяч рублей.

Вопрос, что будет с ценами на автомобили – головная боль многих экспертов. В прошедшем мае из-за ослабления доллара товар дешевел в среднем на полтора процента. Часть компаний решили вернуться к рублевым ценникам, часть – "замораживали" курс, а часть, как обанкротившийся "Chrysler", распродавали со скидкой в 40%. Но говорить о том, что волна "спецпредложений" и скидок продолжится, никто не решается.

Наоборот, автопроизводители рассчитывают не отдавать свой продукт за бесценок, а ждут уже осенью небольшого роста рынка. "Ниссан" открыл завод под Санкт-Петербургом, "Фольксваген" наращивает модельный ряд в Калуге.

Даже индийская "Тата" через год рассчитывает попробовать российский асфальт колесами своего хита продаж – бюджетной модели "Нано". Ее цена примерно 200 тысяч рублей. Повод беспокоиться для "АвтоВАЗа".