День авиадиспетчера: кто и как контролирует воздушный трафик над столицей

20 октября — Международный день авиадиспетчера. Московский авиаузел — самый загруженный в стране. В сутки столичные аэропорты принимают и отправляют до двух тысяч воздушных судов, а в пиковые часы самолеты могут взлетать и садиться каждую минуту. Как встречают свой профессиональный праздник те, кто в ответе за сотни жизней?

20 октября — Международный день авиадиспетчера. Московский авиаузел — самый загруженный в стране. В сутки столичные аэропорты принимают и отправляют до двух тысяч воздушных судов, а в пиковые часы самолеты могут взлетать и садиться каждую минуту. Как встречают свой профессиональный праздник те, кто в ответе за сотни жизней?

В этой профессии, конечно, нет такой романтики, как, например, у пилотов самолётов. Но именно от этих людей зависят жизни всех пассажиров и лётчиков, которые сейчас находятся в небе. Авиадиспетчеры круглосуточно и без выходных следят за тем, чтобы в воздухе не было пробок. И даже свой профессиональный праздник они встречают на боевом посту.

Станислав Шубин — так называемый диспетчер подхода. На рабочем месте он говорит без остановки. Диспетчеру нужно контролировать буквально каждое действие лётчиков. Сейчас Станислав одновременно ведёт сразу девять самолётов.

Московский центр автоматизированного управления воздушным движением — самый крупный в России. Центр обслуживает более половины трафика над нашей страной. Зона ответственности — 720 тысяч квадратных километров. Это больше, чем территория Англии или Франции.

Для обывателя переговоры пилотов и диспетчеров кажутся какими-то бессмысленными звуками. Но в реальности каждая команда является стандартной и понятна любому диспетчеру и экипажу.

В начале октября центр перешёл на новое оборудование и новую систему управления. Прежнюю использовали с 1981 года.

Внуковский центр организации воздушного движения — отсюда диспетчеры визуально следят за каждым взлетом, посадкой или рулением самолёта. В час пик нагрузки просто колоссальные: лайнеры могут идти друг за другом каждые 45 секунд.

Диспетчеров иногда сравнивают с саперами, которые могут ошибиться только один раз. В 2002 году из-за неправильной команды с земли в небе над Боденским озером столкнулись два самолёта. Сотрудник слишком поздно заметил, что лайнеры опасно сблизились.

Неудивительно, что к концу смены диспетчер чувствует себя как выжатый лимон.

"Когда смена заканчивается, я не хочу ни с кем особо разговаривать. Жена, когда домой прихожу, поначалу спрашивала, почему такой молчаливый. Теперь она понимает: я наговорился, надо просто отдохнуть эмоционально", — говорит диспетчер Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Станислав Шубин.

Сейчас в России примерно восемь тысяч диспетчеров. И несмотря на бесконечные стрессы и огромную психологическую нагрузку, с каждым годом желающих следить за порядком в небе становится все больше.