Умные светофоры: поможет ли японский опыт бороться с московскими пробками

Московские перекрестки — под контролем умных светофоров японского производства. В столице изучают опыт Страны восходящего солнца по борьбе с дорожными пробками. Интеллектуальные устройства, установленные на севере Москвы, способны распознавать заторы и переключать сигнал с красного на зеленый автоматически, без участия человека. Как это работает, и главное — есть ли результат?

Улица Онежская — северный въезд в столицу. Раньше машины стояли здесь часами: утром — в сторону центра, вечером — в область. Водители нервничали в километровых пробках.

Чтобы справиться с заторами, летом здесь установили умные светофоры. На протяжении четырех месяцев они контролируют движение на этой улице — причем самостоятельно, в автоматическом режиме. Два километра дороги, пять перекрёстков — под прицелами камер. Они фиксируют трафик. Данные стекаются в автоматический блок управления. Система сама определяет, на какое время включить зелёный сигнал светофора, чтобы ликвидировать пробку.

Кроме того, устройство запоминает, какой была интенсивность движения. Показатели говорят о том, что с появлением умных светофоров пробки на Онежской сократились практически вдвое. Водители говорят: действительно поехали быстрее.

Эта система умных светофоров — детище японских инженеров. Сегодня они приехали в Москву посмотреть, как работает их изобретение в России. Результатами остались довольны, но у себя дома, в Токио, чтобы разгрузить дороги, используют другую технологию, которая учитывает специфику трафика столицы Страны восходящего солнца.

"У нас в Токио пробки только в центральной части города. В Москве заторы бывают и на въезде в город — для этого и хороша автономная система, она сама принимает решение. Но мы используем ту, которой управляет человек", — рассказывает инженер компании-производителя Рето Нотаки.

В столице Японии централизованная система борьбы с пробками — вся информация о заторах стекается в центр обработки. Его начальство определяет, на каких улицах больше дать зелёный свет. Ещё один из методов — многоуровневые дороги.

Но это совсем не значит, что в Москве начнут передвигаться по методам Страны восходящего солнца. Как заявляют в столичном Центре организации дорожного движения, Москва изучает опыт мировых мегаполисов, чтобы выработать свою систему борьбы с дорожными заторами.

"У нас есть программы по обмену опытом не только с Японией — это все передовые страны, у которых наиболее эффективно получается борьба с пробками", — говорит заместитель руководителя ЦОДД Дмитрий Горшков.

Пять умных светофоров японской разработки, установленные на Онежской улице, по-прежнему работают в пилотном режиме. Сейчас они проходят проверку российским климатом.

Чтобы внедрять эту систему на других участках с плотным движением, необходимо посмотреть, как она будет работать зимой. Но даже в нынешнюю, мягко говоря, не очень комфортную погоду, камеры самоомываются, датчики не выходят из строя, а пропускная способность дороги, говорит статистика, увеличивается.

Сегодня