Успеть за минуты: инсультная сеть в Москве становится шире

В России смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в последние годы снизилась на 10 процентов. Таких результатов удалось добиться за счет переоснащения клиник. В Москве, в частности, создана так называемая инсультная сеть, которая объединяет 29 сосудистых центров.

В России смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в последние годы снизилась на 10 процентов. Об этом сегодня говорили на выездном заседании комитета Совета Федерации по социальным вопросам. Таких результатов удалось добиться за счет переоснащения клиник. А также благодаря тому, что помощь становится быстрее, ближе и доступнее. В Москве, в частности, создана так называемая инсультная сеть, которая объединяет 29 сосудистых центров.

При инсульте скорая привозит пациента сразу на диагностику, минуя приемное отделение. Отделение диагностики — самый первый этап, от которого зависит практически все. Врачи могут сразу начать действовать, прямо здесь. Если ситуация не острая, проводят тромболизис — процедура в ходе которой введенная жидкость растворяет тромб.

"Пациент доставляется непосредственно к кабинету КТ. После выполнения КТ головного мозга производится забор анализов и принимается решение о проведение системной тромболистической терапии", — рассказывает Андрей Лукьянов, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии ГКБ №31.

Если инсульт в тяжелой форме, тогда отправляют на операционный стол – на тромбоэкстрацию.

Валерий проходит восстановительный период после острого инсульта. Сахарный диабет плюс пересаженная почка сильно осложнили работу врачей. Надежды на спасение было мало.

"Пациент может сам сидеть. Принимает пищу самостоятельно. Может вставать на опорные ходунки и даже делать пару шагов. В его состоянии, учитывая его тяжелую сопутствующую патологию, это большое достижение", — объясняет врач-невролог Марина Шурдумова.

В отделении неврологии 31-й больницы сейчас после инсульта восстанавливаются 44 пациента. Мест всего 50. Еще четверых переведут из реанимации в ближайшее время. Можно сказать, отделение забито под завязку. Всего же в Москве в год фиксируется в среднем 30 тысяч случаев ишемического инсульта.

"Наличие речевых нарушений, слабость в руке и асимметрия лица — это признаки, которые позволяют заподозрить инсульт. Общая статистика у нас в стране такая, что заболеваемость имеет некоторую тенденцию к увеличению", — говорит Николай Шамалов, главный внештатный невролог департамента здравоохранения Москвы.

31-я больница — одна из восьми стационаров, которые входят в Московскую инсультную сеть. Территориально она покрывает весь город. До конца года появится еще один центр — на базе ГКБ имени Юдина. Главное в четкой и технологичной работе всех медицинских служб — оперативность. Бригада передает необходимые данные диспетчеру, иногда даже не успев сообщить имя и фамилию. Самое важное — это состояние пациента и наличие необходимого оборудования для его лечения. Диспетчер определяет ближайший стационар, где это оборудование есть, а больного ждет место в реанимации и нейрохирург.

При наступлении инсульта время, без преувеличения, на вес золота. Поэтому, чтоб снять трубку, у диспетчера есть всего 2 секунды. На обработку информации от бригады скорой помощи — 1 минута 40 секунд. Но иногда сами больные обращаются слишком поздно — на второй и даже третий день после удара. В этом случае промедление грозит если не гибелью человека, то наверняка инвалидностью. Если же профессиональная медицинская помощь оказана в первый час после наступления острого нарушения мозгового кровообращения, то шансов на полное восстановление намного больше.