Москва лишилась еще одной частички своей истории

Москва лишилась еще одного исторического квартала. Сегодня на Садовнической набережной экскаваторы быстро и со знанием дела уничтожали постройки XIX века. Московские власти объясняют, в этих домах уже 10 лет никто не живёт, а недавно одно из зданий обрушилось. В итоге привычно сносят весь квартал.

Москва лишилась еще одного исторического квартала. Сегодня на Садовнической набережной экскаваторы быстро и со знанием дела уничтожали постройки 19-го века. Московские власти объясняют, в этих домах уже 10 лет никто, кроме бомжей, не живёт, а недавно одно из зданий обрушилось. В итоге привычно сносят весь квартал.

Такой проходческой скорости и технологической быстроты запланированного разрушения от них не ожидал никто. Всего какие-то пару дней, и от комплекса исторической застройки из нескольких столетних зданий на Садовнической набережной почти ничего не осталось.

"Мне очень жалко. Почему? Потому что, в общем, все Замоскворечье теряет свой облик. Не знаю, наверное, мне кажется, что им недорого, что ли. Вы посмотрите, понастроили. Что это такое вообще? Ничего интересного нет абсолютно", – сокрушенно осматривает окружающий пейзаж москвичка Вера Тимофеевна.

Эти москвичи сюда пришли специально. Это что-то вроде сохранения памяти истории для будущих поколений. Когда еще увидишь как она, история родного города рушится. Подозрительно быстро исчезли прямоугольные своды, царская лепнина, изразцы доходного дома дореволюционной постройки, и все превратилось в привычную для Москвы гору строительного мусора, кирпича и металлолома. Зачем обрушили дома известного семейства Бахрушиных никто из пришедших сюда так и не понял.

"Это облик Москвы и его рушат", – говорит один из пришедших к руинам на набережной.

"Кого это интересует сейчас. Им, главное, площадка для вот этих высоток семнадцатиэтажных, – перебивает его женщина и продолжает, – Не знаю, как там люди живут".

"То, что я слышал, официальное заявление, что 150 лет этому дому. И дом не представляет ценности? Ну, можно в это поверить? Честно говоря, даже один вид, если посмотреть, мне кажется, любой дом больше ста лет уже представляет какую-то определенную историческую ценность", – убежден москвич Илья Милованов.

Именно историческую. О московском облике и судят-то по таким вот домам, подлинным документам города и эпохи. Какое еще отношение может быть ко всему этому? Только трепетное. У строителей-разрушителей отношение, пожалуй, совсем иное и справедливо рабочее. Наверху приказали разрушить быстро и качественно.

Одно непонятно, еще несколько дней назад говорили о громком уголовном деле: дом №71 внезапно обрушился, и погибли люди. По чьей вине пока не понятно. Говорят, что расследование идет, виновные устанавливаются. Хотя, по словам представителей Миграционной службы, всех нелегалов, работавших в тот день на реконструкции злополучного дома, уже отправили домой на самолете. И быстро, и тихо. А потом даже быстрее всех мыслимых сроков сравняли упавший дом с землей, а за ним и все остальные по Садовнической набережной. Всего пять старинных шестиэтажек.

"Подозрительно, кстати, что было заведено уголовное дело по обрушению, и, параллельно с этим расследованием уголовного дела, стали активно это здание рушить, то есть фактически уничтожать возможные улики и вещественные доказательства. Если уж завели уголовное дело, казалось, надо бы его сначала расследовать", – удивляется координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов.

А в следственном комитете, тем временем, ищут виновных в обрушение дома на Садовнической. С другой стороны железными манипуляторами экскаваторов было сделано все для того, чтобы следствие зашло в тупик. Но следователи не сдаются и тоже копают.

"Мы уже допросили более 40 свидетелей по делу. Мы сейчас решаем вопрос о назначении строительно-технической экспертизы", – говорит Анатолий Багмет, руководитель следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Москве.

Пожалуй, здесь строительно-техническую экспертизу уже не провести. А мимо идущие прогулочно-экскурсионные катера на Садовнической сбавляют обороты, туристы сохраняют в цифровой памяти фотоаппаратов ту Москву, чтобы потом рассказать, какая она старинная – столица России.