VR-терапия помогла пациентам восстановиться после инсульта

Виртуальная реальность помогла пациентам восстановить двигательную активность после инсульта.

Виртуальная реальность помогла пациентам восстановить двигательную активность после инсульта.
Фото Pexels/pixabay.com.

Исследователи доказали, что виртуальная реальность помогает восстановить двигательную активность рук после инсульта ничуть не хуже, чем стандартный курс реабилитации. Правда, VR-терапия имеет ряд преимуществ.

Виртуальная реальность укрепляет свои позиции в медицине. Этот "дивный новый мир" не только помогает избавиться от боли, но также имеет важное значение для парализованных людей. Исследования показали, что VR-технологии помогают пациентам сделать первые шаги после травм.

После этого открытия учёные предположили, что, возможно, виртуальная реальность поможет также и в восстановлении после инсультов. Ожидания полностью оправдались.

VR-терапия, применяемая для улучшения подвижности рук после инсульта, оказалась столь же эффективной, как и классические восстановительные программы, сообщается в пресс-релизе Американской академии неврологии.

"Виртуальная реальность может стать альтернативой или же дополнением стандартной терапии после инсульта", — рассказывает соавтор работы Ирис Бруннер (Iris Brunner) из Орхусского университета (Дания).

Её команда провела исследование с участием 120 человек. Средний возраст пациентов составил 62 года. Все они в среднем за месяц до исследования перенесли инсульт, и у всех наблюдалась лёгкая или сильно выраженная мышечная слабость, нарушение координации движений в руках – запястьях, предплечьях и плечах.

В течение месяца участники проходили специальные тренировки: четыре-пять раз в неделю в течение часа пациенты упражнялись, чтобы улучшить двигательную активность. Учёные зафиксировали уровень подвижности добровольцев в начале эксперимента, по окончании (через месяц) и ещё через три месяца после начала работы.

При этом половина участников занималась по стандартному комплексу упражнений, который разработан медиками для восстановления двигательной активности после инсультов. Вторая половина тренировалась с использованием виртуальной реальности: исследователи разработали специальный курс реабилитации и адаптировали его для каждого пациента с учётом его состояния и физических возможностей.

Добровольцы, проходившие программу восстановления при помощи VR-технологий, использовали экран и перчатки с датчиками. Им предлагалось несколько игр, в которых нужно было совершать различные движения руками, кистями и пальцами.

Результаты показали, что обе группы существенно улучшили свои показатели: тест двигательной активности рук (Action Research Arm Test), который применяется для оценки состояния пациентов после инсультов, показал улучшение в среднем на 30 пунктов.

"Не было совершенно никакой разницы, по какой из программ занимались пациенты. Эти результаты свидетельствуют о том, что медики могут использовать любой тип терапии, в зависимости от того, что предпочитает пациент", — заключает Бруннер.

Правда, по её словам, пока исследование находится лишь на начальном этапе. Если усовершенствовать VR-терапию, то, вероятно, прогресс после её использования станет ещё более заметным.

Также впереди разработка реабилитационных программ для людей с более серьёзными неврологическими повреждениями, которые отражаются на активности не только рук, но и всего тела.

Кроме того, команда планирует адаптировать программы для использования дома, чтобы люди могли заниматься, не выезжая в больницы и поликлиники. Это уменьшит нагрузку на организм пациента, снизит транспортные расходы и разгрузит врачей, заключают специалисты.

Полный текст их исследования опубликован в специализированном медицинском журнале Neurology.

Напомним, что VR-технологии также помогают избавлять людей от страхов и фобий, а ещё облегчают пациентам болезненное лечение и фантомные боли.

Кстати, проект "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) также рассказывал об изобретении российских исследователей, которые вышли в финал российского этапа конкурса James Dyson Award 2017. Это проект игрового оборудования для диагностики детей EYWA balance game. Изобретение представляет собой комплекс из трёх элементов (балансир, жилет для снятия электромиографии и шлем с VR-очками для записи электроэнцефалограммы). Комплекс производит необходимые медицинские замеры, пока малыш играет в виртуальной реальности, и программа в итоге выдаёт описание состояния его здоровья.