Петербург отмечает 120-летие Анны Ахматовой

Во вторник исполняется 120 лет со дня рождения Анны Ахматовой. Основные торжества по случаю этой даты проходят в Петербурге. В Российской национальной библиотеке открылась экспозиция, посвященная Ахматовой. На выставке собраны не только ее личные вещи, но и рукописи.

Во вторник исполняется 120 лет со дня рождения Анны Ахматовой. Основные торжества по случаю этой даты проходят в Петербурге. В Российской национальной библиотеке открылась экспозиция, посвященная Ахматовой. На выставке собраны не только ее личные вещи, но и рукописи. Специалистам библиотеки удалось буквально по крохам восстановить хронику создания одного из основных произведений поэтессы "Поэмы без героя".

На страницах этих рукописей – характер великого поэта. Фрагменты, которые автору не нравились категорически, либо густо заштрихованы, либо, если запись сделана карандашом, просто стерты ластиком. Отрывки, которые, как казалось Ахматовой, еще могут пригодиться, либо просто перечеркнуты, либо тоже стерты, но так, что строчки можно восстановить. Сотни правок разными чернилами на одном листе. С каждым печатным экземпляром Ахматова работала годами.

"Чтобы пройти по этим обозначениям, как по срезам, чтобы увидеть живую работу над текстом, провести оптико-текстологическое исследование текста поэмы, мы и будем проводить такое исследование", – рассказал Денис Цыпкин, заведующий лабораторией кодикологических исследований и научно-технической экспертизы документов Российской национальной библиотеки.

Вначале было слово. Чтобы узнать, какое именно, проводят настоящие текстологические раскопки. Под прицелом инфракрасной камеры – рукопись Ахматовой. Убирая слой за слоем чернильные пометки, восстанавливают хронику создания "Поэмы без героя". Едва ли не каждую редакцию автор называла последней и ставила точку, но получалось многоточие. Работа над книгой продолжалась 22 года.

"Есть такой кусок, где мы практически ни одной буквы не можем увидеть своими глазами, – говорит Наталья Крайнева, старший научный сотрудник отдела рукописей Российской национальной библиотеки. – И с помощью аппаратуры нашей лаборатории нам удалось высветить хотя бы некоторые буквы. Например, вот это вступление. Оно так и было бы кратким, если бы не удалось прочитать хотя бы несколько слов".

К юбилею в Российской национальной библиотеке готовятся выпустить книгу "История "Поэмы без героя". Без внимания не оставили ни один росчерк поэтического пера. Впрочем, неизданная Ахматова – это не только черновики и наброски. В Фонтанном доме хранится корректура книги, которой нет: двухтомник так и не вышел. Вот обложка последнего сборника – от этого проекта остался только эскиз. "Первая книга молодого поэта называлась "Вечер", а в старости, когда она думала уже о последнем своем сборнике, она хотела назвать его "Утро", – говорит Ирина Иванова, главный хранитель Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Над стихами из этого сборника, впрочем, как и над многими другими, Ахматова работала, закутавшись в шаль. В коллекции Фонтанного дома есть уникальные даже не записи, а записки. Например, на обрывке хозяйственной бумаги.

Ахматова много раз сжигала архивы. Но некоторые строчки вычеркнуть из своей поэтической биографии, как ни пыталась, не смогла. Цикл "Слава миру". Этот панегирик Сталину – отчаянная попытка помочь арестованному сына. Позднее Ахматова сама заклеивала уже опубликованные страницы. Гармония таких стихов фальшивых нот не терпит.