Музей Щусева представил работы советских архитекторов-авангардистов

Как рождался новый стиль в архитектуре, и какие здания могли появиться в Москве в первые годы после революции? Об этом расскажет выставка, которая открылась в музее имени Щусева. Там представлены работы выдающихся авангардистов 20-30-х годов — графика, макеты, фотографии и архивные документы. Многие из этих экспонатов зрители увидят впервые.

Как рождался новый стиль в архитектуре, и какие здания могли появиться в Москве в первые годы после революции? Об этом расскажет выставка, которая открылась в музее имени Щусева. Там представлены работы выдающихся авангардистов 20-30-х годов — графика, макеты, фотографии и архивные документы. Многие из этих экспонатов зрители увидят впервые.

Выставка начинается с зала, посвященного Ивану Леонидову — гуру авангарда советской архитектуры. На стенах его чертежи, а в центре зала — его дипломная работа: макет Института имени Ленина. Если бы в 1927 году проект утвердили, на месте сталинской высотки на Воробьёвых горах был бы студенческий городок.

Иван Леонидов спроектировал десятки зданий, но ни одного так и не построили. Первые советские небоскребы, спроектированные пионером советского авангардизма, тогда не оценили.

"Современники не оценили этот проект — они считали, что он и формалистичный, и утопичный. Да, он был утопичный — этот проект опередил свое время", — рассказывает заместитель директора по научной работе Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Ирина Чепкунова.

Предшественника "Москва-Сити" Леонидов планировал поставить напротив Кремля вместо ГУМа. На Красной площади в то время хотели разместить здание Наркомтяжпрома — это уже проект министерства промышленности от братьев Весниных в стиле горно-обогатительного комбината.

"У меня есть смутное подозрение, что советские архитекторы эпохи авангарда проектировали эти огромные сооружения в надежде, что они никогда не будут реализованы", — говорит директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачёва.

— А зачем тогда?
— Главное — процесс!

Процесс пошел, когда макет клуба, выполненный в авангардном стиле, поразил мировую общественность. 1925 год — золото международной выставки современных декоративных и промышленных искусств. Париж рукоплещет.

— Восхитило, что новое советское государство предлагает новый стиль, новую архитектуру.

Авангард — это смешивание стилей, революция в строительстве. Его сравнивали с эпохой Возрождения, несмотря на все причудливые формы зданий, которые он порождал.

"Когда обычные люди говорят — авангард это некрасиво, колонок нет, — мало кто учитывает социокультурную составляющую этой эпохи и этой архитектуры", — объясняет Елизавета Лихачёва.

Это было новое советское жилье. В основе — конструктивизм, стиль без излишеств. Рабочие клубы — например, Дворец культуры ЗИЛа в Москве, — жилищные комбинаты, фабрики-кухни, дома-коммуны. В эпоху авангарда строили целыми районами со всей инфраструктурой: универмаг Мосторга на Красной Пресне в столице, многоквартирный Дом Наркомфина на Новинском бульваре, уникальный Дом Мельникова. Жилые помещения, кстати, проектировали с заботой о здоровье будущих квартирантов.

"В то время, кстати, очень важным пунктом была борьбы с туберкулезом, а это значит — сквозное проветривание. В ней не нужно искусственное кондиционирование, в ней все происходит естественным образом", — говорит исполнительный директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Павел Кузнецов.

Выставка "АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции" раскинулась на семь залов и будет работать до 1 апреля следующего года. На открытии — аншлаг. Впечатления у первых посетителей противоречивые.

— Пугают — особенно в исторической застройке вокруг Кремля.
— Некоторые такие проекты удивляют, не видела ничего похожего.
— Мне нравится, я вообще очень люблю конструктивизм. И вообще, все, что связано с периодом 20-30-х — это было круто.

В одном и посетители, и эксперты сходятся: авангард начала прошлого века не стареет. В наше время стали строить с оглядкой на некогда вызывающий стиль в архитектуре.