Епископ Тихон: убийство царской семьи было для большевиков ритуальным

На этой неделе, в канун Архирейского собора, прошла конференция, на которой представлены результаты нового расследования Следственного комитета, которое два года назад началось совместно с Церковью.

На этой неделе, в канун Архирейского собора, прошла конференция, на которой представлены результаты нового расследования Следственного комитета, которое два года назад началось совместно с Церковью.

Новое следствие посвящено и опознанию останков, и выяснению обстоятельств гибели царской семьи. А ведь это вопрос и политический, и нравственный. Ведь совершенно очевидно, что при всей нашей инстинктивной тяге к централизанной власти, еще в 1917 году монархия в России рухнула. На Екатеринбург наступление вели не белогвардейцы-монархисты, а социалисты-республиканцы. А большевики, сославшись на подход белых, убили и отрекшегося царя, и его детей, которые вообще ни на что претендовать не могли бы и в будущем. Но какой же шум поднялся на этой неделе, когда Церковь сказала, что рассматривает это убийство и как ритуальное.

Подробнее об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал Тихон Шевкунов, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси.

- Здравствуйте, Владыка.

- Добрый день.

- Я к вам обращусь даже торжественно: Ваше преосвященство. Я объясню, почему. Я посмотрел все материалы конференции, которая прошла по идентификации останков, и я поражен — столько всего нового открылось. Но, тем не менее, есть детали. Только что закончился Архиерейский собор, вы ритуальное убийство обсуждали?

- Нет, нет обсуждали. Мы обсуждали только те темы, по которым получены окончательные документальные экспертные заключения.

- Но, все-таки, если возвращаться к ритуальному убийству. Эту тему пройти невозможно.

- На конференции в самом конце было упомянуто о том, что следствием назначена психолого-историческая экспертиза, которая включает в себя, в том числе, и разнообразные версии, касающиеся ритуального и симоволического исполнения этого злодеяния.

- Или, скажем так, того, что двигало убийцами?

- Тех мотивов, которые были. Фигура даже отрекшегося императора Николая II все равно оставалась сакральной и символической.

- Помазанник Божий.

- Для верующих это был помазанник Божий. Для большевиков это был символ того строя 300-летней династии, против которой они так неистово боролись.

- А брат Ленина даже был повешен.

- И поэтому убийство Николая II, его наследника, его детей, жены носило, конечно же, для всех убийц символический характер. Ведь заметьте, что происходило, когда Юровский, возглавлявший этот отряд, выстроил свои 8 человек и дал каждому по жертве, в которую стрелять.

- Все попытались попасть, тем не менее, в императора?

- Совершенно верно, потому что все мечтали, грезили быть цареубийцей. Спрашивают иногда, какие еще ритуалы у большевиков-атеистов? Действительно, они были атеисты, но разве мавзолей Ленина — это не символическое, не сакральное, не ритуальное явление? А процессы 30-х годов, разве это не было псевдоритуализмом? Или вспомним еще одно ранее произошедшее событие. У Ленина был один из идеалов революционера — Сергей Нечаев, известный террорист. В 1869 году он ритуально убил студента Ивана Иванова больше чем с 80 своими соратниками, для того чтобы объединить свою организацию. Ленин был в восторге. Однажды, писал Ленин, у него спросили, кого из царской фамилии следует уничтожить, и Нечаев ответил: "Всю великую ектению". "Гениально!"- сказал Ленин. Великая ектения — это молитва, которая ежедневно совершалась в дореволюционное время.

- Во здравие царствующего дома?

- Да, в которой упоминались все поименно лица царствующего дома. Именно большевистский ритуализм мы и исследовали, и о нем и говорили на конференции, но когда вдруг подняли страшный шум, когда вдруг нас стали обвинять в ксенофобии, в антисемитизме… Знаете, это страшное оскорбление для всей группы экспертов. И иначе как омерзительной клеветой мы это назвать не можем.

- Но ведь рассматриваются и другие версии?

- Рассматриваются.

- Вы не настаиваете на том, что это непременно ритуальное убийство?

- Мы рассматриваем все без исключения версии, поэтому, когда вдруг некоторые либеральные журналисты с пеной у рта, извините за такое острое выражение, чуть ли не требуют от нас, чтобы изучать все версии, кроме версии ритуального убийства, я думаю иногда об их адекватности. Насколько они вообще понимают, кому оказывают медвежью услугу.

- Ваше преосвященство, вы знаете, меня и самого иной раз подозревают в известном либерализме, но вот, что я хотел уточнить. Я достаточно много читал об этой истории. Там ведь кроме Юровского и Петра Лазаревича Войкова еврейских имен не звучит.

- Войков не участвовал в расстреле.

- Он не участвовал.

- В расстреле участвовало 8 человек.

- В расстрельной команде Юровского.

- Даже Юровский не был иудеем, он был евреем, но оставил свою веру так же, как оставили свою веру и остальные 7 человек, среди них четверо русских, поляк. Они были большевиками-интернационалистами, ими двигали классовая ненависть, помрачение, человеческая ненависть. Именно об этом мы и говорили, когда подчеркивали: все пытались быть цареубийцами, все стреляли.

- Иными словами, антисемитизма в ваших рассуждениях точно не было?

- Мы оскорблены, вся наша экспертная группа, да и вся конференция. Вы видели ее, вы видели, что за всю конференцию, а она продолжалась 9 часов, никто ни разу не назван был по национальности. Да и не было нужды именовать кого-то по национальности, по религиозной или бывшей религиозной принадлежности. Это все существует в открытом доступе. Очень неприятно, что оказывается такое безответственное, да еще и демагогическое давление и на экспертную группу, и на следствие. Хочется довести нормальным, серьезным образом все это дело до конца, несмотря ни на какие искушения, даже такие, о которых мы сегодня говорили.

- Спасибо большое.