Теплый разговор при -25: президент запустил на Ямале мегапроект

Россия должна не только экспортировать сжиженный природный газ, но и расширять его внутреннее потребление: поставлять в удаленные районы, где нет газопроводов, а также переводить на газ общественный транспорт. Об этом Владимир Путин заявил сегодня на Ямале.

Россия должна не только экспортировать сжиженный природный газ, но и расширять его внутреннее потребление: поставлять в удаленные районы, где нет газопроводов, а также переводить на газ общественный транспорт. Об этом Владимир Путин заявил сегодня на Ямале. Президент прилетел в заполярный поселок Сабетта и лично дал старт загрузке газом первого танкера из числа тех, что отныне будут возить наше топливо в Европу и Азию, где спрос на него будет только расти: к 2040 году во всем мире он увеличится более чем на 40 процентов.

Мы поднимаемся по погрузочному трапу на танкер ледового класса "Кристоф де Маржери". Это настоящий морской гигант: футбольное поле в ширину и целых три поля в длину. Его грузовые танки вмещают 172 тысячи кубических метров сжиженного газа. При нормальных условиях это почти 100 миллионов кубометров. Такого количества газа хватит, чтобы 4 недели обогревать такую страну, как Швеция.

Это новейший проект и самый совершенный. Его технические характеристики поражают. Двигательная установка позволяет танкеру разворачиваться на месте, а особая, ледокольная, конструкция носа и кормы обеспечивает высокую ледопроходимость. В Сабетте "Кристоф де Маржери" готовится к первому рейсу с ямальским сжиженным газом. Старт началу отгрузки дает президент России Владимир Путин.

"Это сложный проект, безусловно. В этом зале есть хорошие специалисты, которые в начале пути мне говорили: не надо этого делать. На вопрос "почему" перечисляли множество причин. Причины эти действительно все серьезные. Но те, кто начинали этот проект, рискнули и добились результатов", — заявил Владимир Путин.

Первая очередь завода "Ямал-СПГ уже запущена. Ее проектная мощность – 5,5 миллиона тонн сжиженного газа ежегодно. Президент сегодня посмотрел, как строится вторая и третья очереди. После их ввода объемы вырастут в три раза. Работают здесь круглосуточно в несколько смен. Зашел он и в центральную диспетчерскую, где отладкой установленного оборудования занимаются инженеры. Работа очень ответственная, но один из первых вопросов президенту — о северной романтике.

- Вы сияние северное видели?

- Нет, северное сияние не видел. Видел только сияние вашего завода. Такого у нас еще в России не было. И в мире нет.

Путин предлагает поговорить о ближайших перспективах:

- У вас же четвертая линия планируется? Но она уже на российских технологиях. На 30 процентов дешевле получается. Это крупный шаг в освоении Арктики. Как Ломоносов в свое время говорил, что Россия Сибирью прирастать будет, так теперь мы можем сказать, что Россия будем прирастать Арктикой.

Но есть одна проблема, поделились рабочие, не хватает кадров.

- На рынке сейчас сложно подобрать кадры.

- Ну, подобрали же. Это, по сути, первые шаги. Куда было готовить таких специалистов. Сейчас такие проекты появляются.

- Люди думают, что очень тяжело попасть в нашу сферу. А мы как раз с открытыми дверями готовы принимать молодежь.

- Ну, зарплаты побольше, поэтому и думают, что сюда не попасть. У вас средняя зарплата какая?

- Есть рабочие, есть высококвалифицированные инженеры – в среднем получается 120-150 тысяч.

- А потолок какой?

- Потолок очень большой, бывает и по 400 тысяч.

А потом уже больше спрашивали самого президента. Вопросы самые разные:

- Олимпийские игры скоро, болеем, переживаем за наших спортсменов. А вы за какой вид спорта болеете?

- Горные лыжи и хоккей.

- А Рождественский пост соблюдаете?

- Вы знаете, воины и те, кто в дороге, могут не соблюдать. А я почти всегда в дороге и все-таки верховный главнокомандующий. Поэтому не всегда получается соблюдать.

- Жена просила вам вопрос задать: вот вы все время летаете и всегда в хорошей форме. Может совет какой-нибудь дадите?

- Все можно, только в меру.

- Вы любите почитать что-нибудь? Может нам что-то посоветуете?

- Хотите вам дам то, что я читал сегодня в пути? Я думаю, вы заснете через 2 минуты. Я тоже как начинаю это читать, меня сразу в сон клонит. Но надо читать. Сейчас вот читал справки.

- У вас кредо? В работе что помогает?

- В жизни работа помогает. Если человек нацелен на достижение результата для себя самого, для дела, которому он себя посвятил — вот это всегда мотивирует. Вот вы в известной степени себя нашли. И к этому каждый должен стремиться — найти себя.

Уже на совещании с участием министров президент говорит о важности этого успеха. По словам Путина, строительство такого крупного завода в высоких широтах, это настоящий мега-проект, от которого выиграла вся Россия, но прежде всего — сам Ямал.

"Только в Сабетте сформировано порядка 32 тысяч новых рабочих мест. Создана новая портовая инфраструктура, авиационная, железнодорожная, жилье, социальные объекты. Иными словами, ведется не хищническая бездумная добыча ресурсов, а идет комплексное развитие территории с реализацией целого ряда, в том числе, экологических программ", — сообщил президент России Владимир Путин.

Леонид Михельсон, глава компании "Новатэк" (основной акционер проекта), делится дальнейшими планами освоения Ямала.

"Была рассмотрена все составляющие движения по Северному морскому пути. Мы, наверное, в ближайшее время примем инвестиционное решение о строительстве перевалки на Камчатке в Авачинской бухте, что удешевит транспортировку", — рассказал Леонид Михельсон, председатель правления ПАО "Новатэк".

Большую роль сыграл Китай. Сразу две крупнейшие компании из Поднебесной стали акционерами этого проекта: CNPC и "Фонд Шелкового пути". Представитель китайской делегации во время церемонии подошел к Путину, чтобы поздравить. Российский президент предложил расширять сотрудничество.

- Шелковый путь дотянулся до самого севера. Объединим его с Северным морским путем и будет то, что нужно. И Северный морской путь сделаем шелковым, — шутит российский лидер.

До заснеженного Ямала добралась даже делегация из Саудовской Аравии, с которой нас все больше связывают партнерские отношения.

Ну, а танкер, который в ближайшие часы отправится в рейс, уже установил несколько серьезных рекордов. Например, смог пройти Северному морскому пути от Атлантики до Тихого океана всего за 6 с половиной суток. "Де Маржери" вообще способен ходить по Ледовитому океану круглогодично. И это тоже настоящий прорыв, который оказался под силу только российским морякам.