От "Ямал-СПГ" исходит высокотехнологичное северное сияние

8 декабря состоялось грандиозное событие для нашего Севера, да и вообще для всей России. На полуострове Ямал дан старт загрузке сжиженным газом первого в мире арктического ледокольного танкера.

Автор: Дмитрий Киселёв

8 декабря состоялось грандиозное событие для нашего Севера, да и вообще для всей России. На полуострове Ямал дан старт загрузке сжиженным газом первого в мире арктического ледокольного танкера. Для того чтобы такое стало возможным, нужно было сначала открыть гигантского месторождение, потом с нуля построить на вечной мерзлоте небольшой город — называется Сабетта, по имени местной реки. Потом с нуля на вечной мерзлоте построить аэропорт с возможностью посадки даже крупных "Боингов". Одновременно начали возводить и современный порт. Ну, наконец, сконструировали и создали пока единственный в мире ледокольный танкер-газовоз. При температуре за минус 50 он способен взламывать лед толщиной в два метра.

Понятно, что для такого неслыханного для планеты мегапроекта нужно было государственное решение, а для решения — персональная решимость. В 2009-м ее проявил, еще будучи премьером, Путин. В 2009 году бушевал экономический кризис, и Путин прибыл на Ямал и как ни в чем не бывало дал поручение разработать план. Год спустя он еще и вернулся туда.

"Комплексный план по развитию производства СПГ на полуострове подготовлен и утвержден", — заявил тогда президент.

А теперь вот новое мегапроизводство уже запускается. То есть Путин независимо от того, в какой должности работает, независимо от того, кризис на дворе или нет, принимает на себя ответственность и, не боясь масштаба, доводит дело до победного конца.

Автор: Дмитрий Петров

Полярная ночь. Минус 23. Но для Ямала это, конечно, никакой не мороз. Работают круглосуточно в несколько смен. Строят завод "Ямал-СПГ" по сжижению природного газа. Одну линию уже запустили. Строят вторую и третью. Строят очень быстро. По модульной технологии. Модули доставляют в порт Сабетта морем. Потом на специальных платформах перевозят на стройплощадки и встраивают. Колонна из нержавеющей стали и есть главный криогенный теплообменник. Именно в нем сжижают газ при температуре минус 163 градуса.

Ради этого в Заполярье с нуля построили целый поселок — в Сабетте живут около 30 тысяч человек — аэропорт — он может принимать все типы самолетов — и морской порт — с соблюдением строжайших экологических требований. Даже полярные лисы не почувствовали угрозы. Первая партия сжиженного газа уже ждет отправки. Вот только команду на заполнение танкера-газовоза должен отдать президент, ведь именно он в свое время дал на добро на эту мегастройку. И вот он, исторический момент!

"Я всех поздравляю, весь огромный коллектив "Новотека", всех, кто работал над этим проектом. В зале присутствуют очень хорошие люди, специалисты хорошие, которые в начале пути мне говорили: не надо этого делать. Причин было очень много. И все действительно серьезные. Но те, кто начинали этот проект, рискнули — причем этот оказался обоснованным — и добились результата", — отметил Путин.

А теперь эти люди — немцы, французы, итальянцы — ловят каждый момент и тоже радуются. Хотя все это происходит вопреки санкциям, которые их страны объявили России.

Собрались все основные акционеры проекта, в том числе гендиректор французского концерна Total Патрик Пуянне. Через панорамное окно он вглядывается в темноту полярной ночи — там, у причальной стенки, стоит танкер Christophe de Margerie, названный по имени его друга и предшественника.

"Мы на Ямале как первопроходцы. Можно сравнить с высадкой человека на Луне. Мы первые приземлились на этот прекрасный полуостров. Построили огромный завод. И это — большой успех", — признался Патрик Пуянне.

Совсем скоро новейший корабль отправится в рейс по Северному пути с первой партией сжиженного ямальского газа. Танкер даже похож на Christophe de Margerie. На носовом ограждении нарисованы усы, какие носил сам Кристоф. Это было сделано по согласованию с родственниками. Очень трогательно.

Этот корабль уже признан профессионалами лучшим не только в своем классе, но вообще в гражданском флоте. Настоящий морской гигант, а экипаж — всего 29 человек. Например, сложнейшей операцией по заполнению грузовых танков сжиженным газом руководит один специалист.

Корабль способен разворачиваться на 180 градусов на одном месте и с крейсерского хода гасить скорость до полной остановки всего за несколько секунд. А лед колет лучше иного ледокола. Справляется один штурман.

Возвращаемся на завод. В центральной диспетчерской — настоящий Вавилон. Работаю инженеры из 15 стран-участниц проекта. Отсюда они руководят отладкой недавно установленного оборудования. Путин к ним тоже заглянул. Состоялся разговор с российской частью коллектива.

"Видел сияние вашего завода, настоящее высокотехнологичное северное сияние. Здорово! Производит впечатление. Мы обязательно будем развивать. На современных российских технологиях. На 30% дешевле получается", — отметил президент.

Россия твердо намерена стать на этом, пока новом для себя, рынке лидером. "Ямал-СПГ" уже в ближайшие годы выйдет на плановую мощность в 16,5 миллиона тонн. Впереди — новые проекты.