Таможня велит открывать чемоданы

Неоднозначное предложение от российской таможни: она планирует сократить максимальную стоимость товаров, которые можно ввозить из-за границы. Говорят, что борются с мошенниками, но чиновники в Госдуме недоумевают: лимит в 20 тысяч рублей – это маловато даже для тех, кто покупает вещи для себя.

Неоднозначное предложение от российской таможни: она планирует сильно сократить максимальную стоимость товаров, которые можно ввозить из-за границы. Говорят, что борются с мошенниками, но чиновники в Госдуме недоумевают: лимит в 20 тысяч рублей – это маловато даже для тех, кто покупает вещи для себя. К тому же инициатива есть, но воплотить её в жизнь будет непросто. Даже в таможенной службе нет чёткого плана реализации.

Таможня по-прежнему дает "добро", но планирует запретить путешественникам привозить его с собой много. ФТС предлагает более чем втрое снизить общую сумму товаров, которые можно купить заграницей и ввезти на родину, – с нынешних 65 тысяч рублей до 20.

Это вроде бы должно вывести "на чистую воду" мошенников, а именно тех, кто не хочет платить 30% налог. Ущерб, наносимый их действиями, связан как с непоступлением значительных объемов таможенных платежей в федеральный бюджет и с подрывом конкурентоспособности российских производителей, так и с вовлечением значительного числа социально незащищенных граждан Российской Федерации в теневой бизнес.

Елена продукцию российских производителей в Калининграде найти не может. Ездит заграницу. И будет ездить, во что бы то ни стало. "Надо будет чаще ездить, – говорит предприниматель Елена Иванова. – Затраты у нас увеличатся в два раза, и возрастет цена на товар, соответственно".

Да и нынешняя "ручная" схема ввоза – почти анахронизм, говорят на рынке. "Челноки" в 90-е умудрялись переносить с континента на континент грузы, кажется, многократно превышающие собственный вес. Сейчас с набитыми чемоданами из Европы возвращаются вполне обеспеченные клерки, бизнесмены. Покупают, разумеется, для себя. Модно и в разы дешевле.

"Из Италии нужно везти обувь, – убеждена Татьяна Капустина. – Я сейчас, приехав в Россию, поняла, что нужно купить туфельки, потому что зашла здесь в магазин и увидела какие-то непонятные цены".

В Госдуме, куда направлено предложение таможни о преимуществе европейского шоппинга, к этой идее еще до рассмотрения в профильном комитете уже отнеслись скептически. В том числе из-за того, что не ясен механизм, как определить, новые вещи везет человек из заграницы или, может, просто чистюля.

"Давайте не будем кошмарить население! – призывает заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам (фракция "Единая Россия") Андрей Макаров. – Что – всех досматривать будем, проверять? Это же мои личные вещи, я уплатил налоги. И чтобы выехать заграницу, бизнесмену, может быть, нужно два костюма, а не один".

При этом, говорят депутаты, желание ведомств наполнить пострадавший из-за кризиса бюджет – понятно. Но так ли значителен будет вклад в казну от покупок туристов на фоне того, что на Черкизовской рынок, например, попал контрафакт на 2 миллиарда долларов? И это только та партия товара, которую удалось перехватить.

"Дело ФТС – предлагать, а правительства – оценить инициативу, – отмечает председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству (фракция "Единая Россия") Евгений Федоров. – Нужно не грубыми методами действовать, а совершенствовать методики ввоза".

Депутатам, туристам и торговцам остается дождаться контраргументов таможни, которая пока свое предложение развернуто не комментирует.