Алексей Кудрин: Россия в этом году уложится в 13% инфляции

Цены в России продолжают расти, но более медленными темпами, чем в начале года, тем инфляции снижается, и это позволяет говорить о том, что в запланированный уровень инфляции 13% страна уложится. Об этом в интервью "Вестям" заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Цены в России продолжают расти, но более медленными темпами, чем в начале года, тем инфляции снижается, и это позволяет говорить о том, что в запланированный уровень инфляции 13% страна уложится. Об этом в интервью "Вестям" заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин.

- Алексей Леонидович, только в России на трех площадках в последнее время обсуждался финансовый кризис, в чем специфика ооновских дебатов по этому поводу?

- Специфика ооновской площадки в том, что здесь 191 страна. "Большая восьмерка" не решает всех проблем мира. Даже "большая двадцатка", представляя большую часть мировой экономики, не представляет все страны и особенности этих стран. Те страны, которые поменьше, обычно не входят в формат "большой двадцатки", тем не менее, они в этом кризисе, по-моему, самые уязвимые. Поэтому интересы этих десятков и сотен стран в мире в борьбе с кризисом должны быть учтены. И все меры, которые разработаны на "большой двадцатке", должны быть обсуждены и протестированы, и в том числе с участием этих стран. Только тогда это по-настоящему можно назвать коллективными усилиями в мире по достижению целей в борьбе с кризисом. Кроме того, конечно здесь особый аспект присутствует. ООН особо всегда помогает странам бедным, а они в этом кризисе пострадали больше всего. И от того, что меньше их продукции экспортируется в развитые страны, они потеряли источники доходов, меньше рабочей силы передвигается в развитые страны, они просто не могут их применить. Поэтому сегодня беднейшие страны или развивающиеся страны пострадают больше. Поэтому идет по-прежнему речь о сборе дополнительных ресурсов, и уже выполнение ранее принятых показателей по поддержке этих стран. В этой связи позиция России здесь выглядит очень прилично, потому что используя свои возможности, Россия помогает своим соседям, странам, которые как раз относятся вот к тем, кто не входят в "большую двадцатку". Мы помогаем Армении, Белоруссии, Киргизии. Сейчас вот на переговоры с Молдавией мы создаем антикризисный фонд. Суммарно Россия в рамках двусторонней помощи 4,5 миллиарда долларов выделяет за последний почти год. В антикризисный фонд 7,5 миллиарда, это достаточно весомые усилия. Кроме того, Россия участвует в размере 10 миллиардов долларов в поддержке мировых усилий по дополнительным ресурсам МВФ. Мы там разместим свои золотовалютные резервы на время, но они на это время кому-то помогут. Поэтому позиция России здесь, мне кажется, заявлена и услышана, что мы полноценные участники в выработке этих мировых правил и участники поддержки этих стран в борьбе с кризисом.

- Вы всегда осторожны в прогнозах по поводу завершения экономического кризиса, но сегодня все-таки упомянули термин "первичные признаки улучшения". Что мешает появиться вторичным?

- Есть признаки улучшения, которые не позволяют пока говорить о том, что мы перешли к устойчивой тенденции выхода из кризиса ситуация улучшения. Это, к сожалению, касается и России в том числе. Но наши меры должны привести к улучшению ситуации уже в ближайшие месяцы. Но пока еще этих признаков очень мало.

- К сугубо российским вопросам. Уровень просрочки по кредитам в России уже достиг 12%, и по данным ВЦИОМ в каждой четвертой семье есть невыплаченный кредит. Чем чревата эта ситуация и не станет ли она одним из фундаментов второй волны кризиса?

- Я думаю, что у нас есть неплохие инструменты рефинансирования и поддержки наших как граждан, так и банков. Большинство кредитов, которые не могут быть возвращены, пролонгируются банками. То есть, часть из них конечно нужно уже погашать и нужно применять меры ответственности. Но большинство пролонгируется. Это тоже фактор. В этой связи у банков, у которых возникла ситуация, что им не возвращают, у них возникли другие обязательства, мы помогаем в виде капитализации. Поэтому так – увеличение невозврата будет происходить, но кризис избежим в результате поддержки банков в части пролонгации этих кредитов и выполнения своих обязательств. То есть, самого кризиса можно избежать.

- Несколько цены на нефть помогут российской экономике, ведь они хоть и медленно, но стабильно растут?

- В последние месяцы цены на нефть, примерно 3 месяца, действительно дадут нам дополнительные доходы. Пусть это еще пока небольшие доходы, потому что объем поставок чуть-чуть меньше, чем был прежде, с учетом спроса на мировом рынке, но в целом это помогает нам бороться с кризисом. Другое дело, что мы пока не ожидаем, что эти цены будут такими устойчивыми. Пока мы понимаем, что они немного спекулятивные, и пока не можем ориентироваться на эти цены, как на долгосрочный тренд, который все время будет нас спасать. Поэтому мы сейчас ориентируемся на более умеренные цены, около 50-52 долларов, в этом году, в следующем. И эта умеренность нас должна приводить к разумным мерам и расходам и поддержке и сбалансированности.

- Алексей Леонидович, и все-таки доллар остается главной резервной валютой в России?

- Сейчас доллар в мире основная резервная валюта. На втором месте евро. Оно, конечно, существенно отстает от доллара. Затем следуют йена, фунт стерлингов. Изменить эту структуру не так просто. Все расчеты в мире ведутся или в долларах, или в евро. Даже расчеты между странами, которые не торгуют между собой в долларах, проводятся в долларах. Это говорит о том, что эта валюта удобная для использования. И, конечно, очень многое зависит от стабильности американской экономики, от ее выхода из кризиса, с какими она возможностями выйдет из кризиса. В данном случае я и в своем прежнем выступлении, говорил, что в ближайшие 10 лет примерно мы не можем говорить о каком-то существенном изменении в структуре резервных валют в мире. Позднее это уже зависит опять же от усилий стран по созданию валютных союзов, по либерализации своих экономик, например, как в случае с Китаем. Если Китай пойдет по этому пути, создаст конвертируемую валюту из юаней, то не раньше чем через 10 лет, скорее всего позднее мы можем говорить о создании новой резервной валюты, которая будет завоевывать свое положение опять же постепенно. Но, тем не менее, китайская валюта может станет заметной. Может, Китай будет создавать валютный союз, мы этого не знаем. В этом смысле мои оценки – что внутри десятилетия мы можем прогнозировать стабильность использования американской валюты. За пределами десятилетия – это зависит от тех шагов и действий, которые предпримут страны, в том числе мировое сообщество по выработке мер стабильной мировой валютной системы.

- Изменится ли прогноз по уровню инфляции, что сейчас на инфляцию оказывает самое большое давление?

- Самое большое влияние на нашу инфляцию в последние месяцы оказывала прошедшая в январе-феврале девальвация. Импорт подорожал, и это, конечно, влияло на то, что цены оставались высокими и даже росли, и продолжают расти, но более медленными темпами. Соответственно, темп инфляции снижается, темп роста цен снижается, что позволяет говорить о том, что в 13% в этом году мы уложимся, как прогнозировали. Может, будет меньше, но неопределенность пока еще высока.

- Прокомментируйте, пожалуйста, еще одно ваше высказывание: у Украины действительно есть деньги на оплату поставок газа из России?

- По нашим оценкам по консультациям с Международным валютным фондом, у Украины есть деньги для погашения долгов. Что это означает? Что на 1 июня золотовалютные резервы Украины составили больше 27 миллиардов долларов. Это существенно больше, чем все платежи, которые она должна провести. Кроме того, за последние, в мае, сейчас в июне Украина получает еще больше 6 миллиардов долларов от МВФ, поэтому и подпитка идет. Сама программа МВФ как раз и рассчитана на то, чтобы Украина обеспечивала свои внешние платежи по долгам, то товарам, по импорту. К импорту относится и газ. Поэтому МВФ по своим задачам обязан создать такую программу, которая балансировала бы экономику и платежи внешние, чтобы не менялся курс, чтобы не возникало таких шоков в экономике. В этой связи МВФ в своем заключении пишет в докладе, что внешнее финансирование, то есть валютное финансирование у Украины достаточно для выполнения своих обязательств. Проблема сейчас заключается в том, что внутри Украины у компании "Нафтогаз" недостаточно ресурсов. Значит, она должна взять кредит или субсидию от правительства, чтобы конвертировать в доллары, которых достаточно, и заплатить за газ. Поэтому если у компании "Нафтогаз", которая является потребителем российского газа, недостаточно средств для расплаты, она должна просить помощи у правительства или брать в золотовалютных резервах. Россия в таком случае поступала именно так и в 98-м году, и в этом году, когда у наших российских компаний не хватало средств для погашения внешних долгов. Мы брали, принимали закон, в котором прописывалось, что можно взять из золотовалютных резервов и выделить кредит нашим российским компаниям для погашения своих внешних долгов, для рефинансирования долга. Аналогичная ситуация – нужно принять соответствующий закон или указ, как по законам Украины, но в части самого валютного ресурса, у них он достаточный.

- Спасибо, что уделили время "Вестям".