Стратегия национальной безопасности США: мания величия и шквал противоречий

Дональд Трамп поздравил с Рождеством жителей США и весь мир. Впрочем, как успели заметить СМИ, пожелания счастья и благополучия не очень вяжутся с недавно опубликованной стратегией по национальной безопасности, где вновь — угрозы и мания величия.

Дональд Трамп поздравил с Рождеством жителей США и весь мир. Впрочем, как успели заметить СМИ, пожелания счастья и благополучия не очень вяжутся с недавно опубликованной стратегией по национальной безопасности, где вновь — угрозы и мания величия. Документ продолжают обсуждать во всех уголках планеты. В чем же основные противоречия этой стратегии?

Основной акцент Трамп делает на процветании, благополучии и национальных интересах именно Соединенных Штатов. Как-никак нужно оправдать название новой стратегии – "Америка прежде всего". Но кто и что может угрожать исполнению этой стратегии? Ответ находим уже на второй странице документа в подразделе "Конкурентный мир". На первом месте в списке "стран-соперников" — Китай и Россия. Далее – Северная Корея, Иран и уже в конце списка — террористы и транснациональные преступники. Все в одном абзаце.

"Мы сталкивается с державами-соперниками – Россией и Китаем, которые бросают вызов американским ценностям, влиянию и благосостоянию", — заявляет Трамп.

Слово "Россия" в стратегии Трампа упоминается 17 раз, Китай – 23, ИГИЛ (запрещена в РФ) – 14. Контексты следующие: "Китай и Россия бросают вызов американскому влиянию", "Китай и Россия развивают новейшие виды вооружения". "Такие страны, как Россия, используют информационные технологии, чтобы подорвать легитимность демократий", "Россия вмешивается во внутренние дела стран по всему миру". Сами США при этом официально заявляют о своем праве на вмешательство в любой точке мира в случае, если это необходимо для защиты национальных интересов Америки.

"Если Обама и те, кто были до него, применяли силу, чтобы делать мир другим, то Трамп говорит, что мир менять уже не нужно, — поясняет Федор Лукьянов, директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба "Валдай". — Но если где-то что-то нужно, сила будет применяться в любом объеме".

Администрация Трампа стала самой милитаризированной в США со времен Рональда Рейгана. В следующем году бюджет Пентагона будет увеличен еще на 77 миллиардов. Четыре с половиной миллиарда пойдут на так называемую "Инициативу по сдерживанию в Европе". Но российские эксперты убеждены, что даже при таком раскладе навязать России новую гонку вооружений не получится.

"Гонка может быть многослойной. Вы нам грозите военным путем, мы вам отвечаем экономическим, — говорит Федор Лукьянов, директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба "Валдай". — И в этом смысле гонка соревнований и ответа может усугубляться, но совсем не обязательно это будет бряцаньем оружием, как в семидесятых. Фантастическое военное превосходство совсем не обязательно обеспечивает нужный результат".

Новое в стратегии Трампа – это отказ, по крайней мере, заявленный, от претензии на глобальное лидерство. Переориентация на внутреннюю политику и экономическое развитие самих Соединенных Штатов.

"Американцы фактически отказываются от роли лидеров мира, — комментирует Андрей Быстрицкий, председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба "Валдай". — Они активным образом от этого уклоняются. И это большой вызов для всех. Принципиально то, что мы видим мир как систему конкурирующих между собой держав. Видим, что никаких устойчивых блоков не будет".

Старое в стратегии Трампа – это так и не разрешенные за прошедший год противоречия во внешней политике. Для читателя выглядит это так, как будто документ писали две противоположные стороны. В результате получилось следующее: "Россия – противник и угрожает влиянию США. С ней нужно развивать партнерские отношения".

С Северной Кореей следует начать переговоры и, по словам Тиллерсона, без предварительных условий. Но при этом — опять же предварительно — Пхеньян должен заработать свое право сесть за стол переговоров. С Китаем — та же ситуация. Вашингтон заявляет, что не намерен терпеть "экономическую агрессию и жульничество Китая". Пекин же, со своей стороны, должен пойти навстречу и сотрудничать с США, в первую очередь по Северной Корее.

После обнародования такой стратегии одни американские политологи заявили, что так отношения между странами в принципе не работают. Другие вообще не поняли, что имела в виду администрация Трампа. "Стратегия национальной безопасности Трампа — это фарс, — пишет обозреватель New York Times Роджер Коэн. — Ровно по каждому вопросу Трамп и его команда предложили несколько противоположных точек зрения. Вот что происходит, когда президент использует внешнюю политику, чтобы решить внутренние вопросы, а его администрация пытается остановить Армагеддон".

Лучшей иллюстрацией этих противоречий стала фраза самого Трампа на презентации стратегии. Президент США призвал "сохранить мир через силу". Что здесь важнее – мир или сила – видимо, будет зависеть от обстоятельств.