Тема:

Протесты в Иране 6 лет назад

США пытаются использовать влияние ООН в собственных целях


Global Look Press

Иран должен сам разобраться со своими проблемами, другим странам не следует вмешиваться в его внутренние дела. Так постпред РФ при ООН Василий Небензя ответил на слова своей американской коллеги Никки Хейли на заседании Совбеза ООН, которая заявила, что США "взяли на карандаш" Тегеран.

Иран должен сам разобраться со своими проблемами, другим странам не следует вмешиваться во внутренние дела государства. Так постпред России при ООН Василий Небензя ответил на слова своей американской коллеги Никки Хейли на заседании Совета Безопасности ООН, которая заявила, что США "взяли на карандаш" Тегеран и пристально следят за действиями властей, которые пытаются справиться с массовыми протестами в стране.

На повестке дня Совета Безопасности ООН немало неразрешенных кризисов: Афганистан, Ливия, Ирак, Йемен, Палестина и Северная Корея. Но вместо того, чтобы направить усилия на разрешения хотя бы одного из них, американские дипломаты первое в этом году заседание используют в собственных целях.

Встречу по Ирану, которая по уставу в принципе не соотносится с задачами Совбеза (внутренние дела страны), постпред США запросила, когда в крупных городах страны еще шли протесты. Третьего января командующий Корпуса Стражей Исламской революции сообщил о том, что демонстрации окончились, но, видимо, не для Никки Хейли. "В 2009 году мир пассивно стоял в стороне, когда надежды иранского народа сокрушались их правительством. В 2018 году мы не будем молчать. Иранский народ вновь вышел на улицы, он просит то, в чем ни одно правительство не может ему отказать на законных основаниях: права и свободы. Если базовые принципы этой организации значат хоть что-нибудь, мы не только услышим эти просьбы — мы ответим на них. Иранский режим теперь взят на карандаш: мир будет смотреть за тем, что вы делаете", — заявила постпред США при ООН.

По такой логике "на карандаш" не раз нужно было брать и саму Америку: и когда протесты выплескивались на улицы Фергюсона, и когда полиция Нью-Йорка крутила демонстрантов из движения Occupy Wall Street. Вот только заседаний Совбеза ООН никто по этим поводам не запрашивал.

Впрочем, в случае Ирана излишняя активность США принесла обратный эффект. Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя в ходе экстренного заседания Совета Безопасности ООН подчеркнул: "Кстати, за это нам стоило бы поблагодарить Вашингтон, поскольку во многом из-за его энергичных, поощрительных и побудительных месседжей иранскому народу произошла консолидация иранского общества на почве антиамериканских настроений. Такое впечатление, что необъяснимая рационально аллергия на эту страну застилает глаза в оценке происходящих там событий, и желаемое выдается за действительное".

Определить главный аллерген не сложно — это иранская ядерная сделка, которая устраивает всех ее участников, кроме нынешнего хозяина Белого дома. Полное выполнения Ираном обязательств подтверждает МАГАТЭ, но Дональд Трамп все равно вводит новые санкции. "Истинная подоплека причин созыва сегодняшнего заседания кроется не в попытке защитить права и интересы иранского народа, а в завуалированной попытке использовать текущий момент для продолжения линии на подрыв совместного Всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. США продолжают вводить односторонние рестрикции, которые идут вразрез с международным правом. Нас не оставляет вопрос: у вас есть какие-то иные средства в дипломатическом инструментарии, кроме санкций?", — спрашивает российский дипломат.

Раздражает американцев и борьба Ирана с террористами в Сирии, и поддержка хуситов в Йемене, то есть, любые действия Тегерана, которые идут наперекор ближневосточным планам самих США или их союзников в регионе.

Постоянный представитель Ирана при ООН Голям Али Хошроу заявил: "США очень давно используют Совбез ООН в собственных интересах, но этот случай — вопиющий. Правительство Ирана решает вопрос с протестами без нарушения прав протестующих, мирно, несмотря на насилие со стороны протестующих. И вовлечение международных сил в эту проблему, в частности, президента США, не вопрос, который должен обсуждаться самым важным органом мировой безопасности".

О том, что ситуация с протестами в Исламской Республике не подпадает под полномочия Совбеза ООН, Никки Хейли напоминали даже ближайшие союзники. Так, постпред Франции при всемирной организации уверен, что события в Иране не несут угрозы международному миру и безопасности, а потому использование их для частных нужд, то есть, американских, способно подогреть внутренний кризис.