"Диалог" о буддизме

Древнейшая мировая религия – буддизм. Люди, если интересуются ей, то, как правило, как каким-то экзотическим восточным блюдом. Подробнее о буддизме в интервью "Вестям" рассказал один из лидеров мирового буддизма – XVII Кармапа Тринлей Тхайе Дордже.

Древнейшая мировая религия – буддизм. Религия, полная тайн и парадоксов. Религия без Бога, которая призывает своих последователей в обыденном понимании просто исчезнуть. Люди, если интересуются ей, то, как правило, как каким-то экзотическим восточным блюдом. Подробнее о буддизме в интервью "Вестям" рассказал один из лидеров мирового буддизма – XVII Кармапа Тринлей Тхайе Дордже.

– Здравствуйте, Ваше Святейшество. Сначала хочу кратко напомнить историю буддизма. Какие в нем существуют направления, как он развивался? И какие исторические школы в нем сложились?

Буддизм – это древнейшая из мировых религий. Время ее возникновения ученые относят к шестому веку до нашей эры. Стоит отметить, что слово "буддизм" не является самоназванием. Сам этот термин изобрели европейские ученые в девятнадцатом веке. А буддисты называют то, во что верят, просто "учением" или "учением Будды". Согласно преданию, основатель этой религии Ситхатха Гаутама был сыном царя и происходил из сословия воинов. Еще при рождении ему предсказали, что он станет великим человеком. Его отец хотел, чтобы сын унаследовал царство, и боялся, что развитый не по годам отрок примкнет к бродячим философам и проповедникам, которых в те времена в Древней Индии было множество. Царь сделал все возможное, чтобы уберечь Гаутаму от философских размышлений. Лишь в зрелом возрасте тот осознал, что в жизни есть страдания и смерть, болезни и нищета. Встретив мудреца, погруженного в созерцание, царевич осознал, что должен и сам последовать его примеру. Только так можно отыскать причины всего того дурного, что отравляет людям жизнь. И найти способ, которым можно было бы освободиться от этого. И Ситхатха ушел к странствующим проповедникам и мудрецам. Учился у многих из них. Везде достиг успехов. Однако так и не нашел ответа на вопросы, которые терзали его. Тогда он расположился под деревом и поклялся, что не уйдет, пока не добьется своего. Спустя время ему открылись четыре благородные истины: что все есть страдание, что у этого есть причина – жажда жизни, которая и приводится к круговороту жизни и смерти. Он узнал, что можно достичь нирваны, то есть, состояния, в котором страдания нет, в котором человек просто исчезает. И что есть путь, который позволяет этого достигнуть. Он и сам прошел по этому пути первым, став Буддой, пробужденным. И начал проповедовать. Создал первую общину – сангху – и учил до самой старости. В конце пребывания среди людей Будда завещал ученикам быть самим себе светильниками и ушел в нирвану без остатка. После этого те продолжили проповедь, распространяя буддизм по Азии. К первому веку до нашей эры начали складываться два главных направления буддизма: учение старейших – тхеравада и Великая колесница – махаяна. Для первых идеалом был архат, то есть, святой монах, который собственными усилиями достиг нирваны и навсегда покинул этот мир. Для вторых пример для подражания – это бодхисатва, человек, который не только принял решение стать Буддой, но и стремиться помочь всем живым существам достичь того же.
Помимо Китая буддисты пришли в Корею и Тибет. И там, в рамках махаяны, возникло еще одно важное направление буддизма – Алмазная колесница, или ваджраяна. Из множества тибетских школ есть две крупнейших. Начало обеим в промежутке с X по XI века нашей эры положил индийский философ Атиша. По преданию именно он научил людей простой жизни. А лучших из своих учеников – тайному искусству перерождения, чтобы те и в следующих жизнях помнили о том, кем являются, и могли продолжать нести людям свет учения. В Карма кагью почитается учитель Кармапа. Известно уже 17 его перерождений. Причем последнее из них живет в одно время с нами. Это Тринлей Тхайе Дордже. Ему всего 26. Но в нем живет память всех предыдущих Кармап, которые возвысили школу Кагью и сделали ее одной из самых многочисленных. Есть такой великий учитель и в школе Гелуг. Это далай-лама. Гелуг также называется Школой желтых шапок – из-за традиционных головных уборов, которые приняты у священнослужителей этой традиции. Особое внимание школа Гелуг уделяет нравственности. Монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики. Вследствие этого подавляющее большинство лам этого направления монахи, а не миряне. Примечательно, что в России буддисты представлены как раз школой Гелуг. За две с лишним тысячи лет буддизм распространился по всему миру – от Цейлона до российских Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии. С каждым годом все больше буддистов в Европе и Америке. Общее число буддистов, по разным данным, от миллиарда двухсот миллионов до полутора миллиардов человек.

- Ваше Святейшество, среди мировых религий буддизм производит такое впечатление, что он стоит немного в стороне от социальных и политических проблем современности. Действительно ли это так? И если так, то почему? И каково место буддизма вообще в современном мире? Как вам это видится?

- Мой опыт показывает, что буддизм в этом отношении очень не похож на другие религии или философские системы. Может быть, вообще неправильно определять буддизм как религию или философию. Вообще относить его к какой-то известной категории учений. Буддизм – это скорее, послание или путь, образ жизни. Буддизм обладает силой приносить мир в разум и жизнь человека. И обычно именно таким образом буддизм приносит большую пользу всему обществу. В этом его большое благо.

- В то же время многие люди, часто это известные люди, актеры, звезды, увлекаются буддизмом в современном мире и начинают свои духовные искания. В какой степени они могут привести их к успеху? Можно ли вообще достичь пути просветления, оставаясь в современном суетном и жестоком мире?

- Как правило, духовный путь – это не что-то такое, что превосходит опыт этой жизни, нашего бытия. То есть, буддизм помогает приобрести позитивный подход, позитивный взгляд на эту жизнь. Таким образом мы можем найти воодушевление, вдохновение прожить эту жизнь с большей пользой, наполнить ее смыслом для себя и для других. Так что неверно считать, что духовный путь – это нечто за пределами нашей жизни.

- То есть, не обязательно уходить в монастырь или подниматься куда-то в горы, чтобы преуспеть на пути к буддизму?

- Я уверен, что это, конечно, очень возможно. Такие вещи, как монастыри или места отшельничества, конечно, тоже полезны как способы повысить уровень духовного пути человека. Но, в конечном итоге, человек не обязан покидать общество. Можно продолжать жить своей жизнью и в то же время практиковать методы, позволяющие развить в себе сострадание и мудрость точно так же, как это делают отшельники.

- Вы приехали в Россию по приглашению президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Как бы вы могли, побывав в этом регионе, охарактеризовать религиозное возрождение в Калмыкии?

- Если говорить о возрождении, я уверен, что оно очень успешно. Новые начинания буддистов Калмыкии дают новую жизнь корням буддизма, которые там уже были. И сейчас это дает счастливую возможность, я это лично почувствовал, не только буддистским регионам здесь в России, но и всему миру.

- Второй российский регион, где также исторически живут буддисты и где вы также побывали, это Бурятия. Вот обзор религиозной жизни современной Бурятии.

Интерес буддизма не только как к религии, но и древней культуре за последние годы в Бурятии огромен. Иволгинский дацан – один из старейших буддистских монастырей, резиденция Хамбо-ламы. В силу этого он традиционно является признанным центром массового туризма и паломничества, особенно возросшего после того, когда дацан стал местом хранения драгоценного нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова. Вот уже семь лет он является объектом поклонения буддистов не только Бурятии, России, но и мира. Его драгоценное тело неподвластно времени. Нет никаких изменений. Потому главным событием жизни буддистов Бурятии на сегодняшний день был и остается феномен XII пандита Хамбо-ламы Даши Итигэлова, удивившего весь мир. Его пришествие к нам показывает безграничные возможности человека, который посвящает себя буддистскому учению, открывает перед наукой небывалые горизонты исследования.

Сегодня считается, что великим Итигэловым написано более 50 философских книг. Большинство – под сакральными именами. И не все рукописи еще найдены. Но главная книга, говорят ламы, это его драгоценное тело. Сейчас в Иволгинском дацане проводится восемь больших традиционных хуралов. 40 процентов населения Бурятии является буддистами. Потому стараются присутствовать на молебнах, которые помогают в обретении душевного спокойствия, равновесия. Все живые существа, совершившие в дни больших хуралов позитивные и благородные деяния, накапливают неисчислимое количество благодетелей. Хуралы проводят все штатные ламы, а также преподаватель буддистского университета Даши Чойнхорлин Зорикто Батуев. Этот университет – философского направления, где обучается около ста студентов из разных регионов России. Студенты изучают буддистскую философию, основы тантризма, медицину, астрологию, иностранные языки и другие науки. Преподавание ведут учителя, получившие духовное образование в монастырях Индии.

Даши Чойнхорлин выпускает буддистских священнослужителей, ученых буддологов и востоковедов, специалистов по тибетскому и старомонгольскому языкам. Диспут – один из самых интересных методов закрепления полученных знаний, который проводится каждый день по три-четыре часа.

Кроме обрядовых ритуалов деятельность Иволгинского дацана также включает лечение прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, в которые заложен многовековой опыт применения лекарственных средств природного происхождения. В тибетской медицине используется специфический метод диагностики заболеваний – пульсовый. Арсенал методов лечения различен. Многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минеры, металлы.

Интерес к народным методам, в частности к тибетской медицине, в Бурятии большой. На настоящее время она не легализована. Самое главное для лекарей – это благодарность вылечившихся пациентов.

- Современному человеку практически невозможно поверить, что тело ламы 70 лет пробыло в могиле, сохраняя при этом признаки жизни. И причем, насколько я понимаю, буддизм не верит в чудеса – так, как это делают другие мировые религии. Как бы вы могли объяснить с позиции современной науки вот этот феномен? То, что тело ламы 70 лет остается нетленным и сохраняет некоторые признаки жизни?

- То, что можно увидеть в Иволгинском дацане, действительно факт. Человек может очень успешно заниматься медитацией. И таким образом человек может продлить свой жизненный опыт и сохранить признаки жизни в теле. То есть, путь медитации распространяется за пределы смерти. Это то, что случалось довольно регулярно в Тибете. И я был удивлен и обрадован, что такие вещи случаются также и у вас в стране, и конкретно в Бурятии. Это очень вдохновляет очевидцев. И это не чудо и не какой-то род магии. Это, скорее, свидетельство особых возможностей разума. Когда разум сконцентрирован определенным образом, человек может оставаться в состоянии медитации на годы.

- Ваше Святейшество, на рубеже тысячелетий буддизм испытывает серьезные, я бы сказал, структурные трудности. Например, известна проблема с идентификацией, определением личности Панчен-ламы. И Ваше Святейшество также испытывало некоторые трудности с признанием верующими во всем мире. Как, по-вашему, чем вызваны эти проблемы в духовном и в историческом плане? И как буддизм может их преодолеть?

- Я думаю, что это следствие политических проблем. Вот в начале беседы вы спросили – как буддизм участвует в жизни общества? Мое понимание таково: буддизм должен сотрудничать с обществом, но не с политикой. Потому что, когда духовный путь смешивается с политикой, это оказывается вредным как для духовного пути, так и для политики. С буддистской духовной точки зрения то, о чем вы спросили, это просто политика в чистом виде. И лучше не концентрироваться на этом, а просто развивать духовный путь, не смешивая его с политическими проблемами.

- Ваше Святейшество, в России вы впервые, как вы сами сказали. Скажите, что вам особенно запомнилось в нашей стране из того, что не связано с буддизмом и с религией?

- Три недели я путешествовал по России. Очень много впечатлений. Прежде всего, меня поразили, конечно, размеры вашей страны. Какая она огромная! А разница между ее регионами также удивляет. И меня очень тронула открытость людей, их честность, теплота, великое сердце. И их энтузиазм в том, чтобы узнать, что такое буддизм. Чтобы содействовать буддизму или чтобы буддизм содействовал их жизни. Меня глубоко тронула открытость людей, многие из которых останутся сокровищами моих воспоминаний.

- Спасибо большое, Ваше Святейшество.