Большой театр – на грани обрушения

Восемь колонн, уникальный фасад, "Квадрига" Клодта и все остальное, с чем ассоциируется у нас главный театр страны, может исчезнуть
Восемь колонн, уникальный фасад, "Квадрига" Клодта и все остальное, с чем ассоциируется у нас главный театр страны, может исчезнуть
За время реконструкции Большого театра, продолжающейся с прошлого века, под зданием возник гигантский котлован. Временные опоры, которые поддерживают театр на весу, уже отслужили свой срок.

Восемь колонн, уникальный фасад, "Квадрига" Клодта и все остальное, с чем ассоциируется у нас главный театр страны, может исчезнуть. Причем, навсегда. За время реконструкции Большого театра, продолжающейся с прошлого века, под зданием возник гигантский котлован. Временные опоры, которые поддерживают театр на весу, уже отслужили свой срок.

Чтобы поверить в то, что в 11-м году Большой театр перестанет быть самой дорогой в столице рекламной площадью и начнет функционировать по своему прямому назначению, нужно быть очень большим оптимистом. Но эксперты не из числа оптимистов опасаются даже не за театральный сезон, а за сохранность самого театра. Признав Большой на 70 процентов "негодным", в 2005-м театр решили спасать. И углублять. Последнее, как говорят теперь в "Архнадзоре", театр может погубить.

По замыслу, под исторической сценой выкапывают 26-метровый котлован и строят театр вниз. Именно в пяти подземных этажах помещают гардеробы, буфеты, репетиционную площадку на 350 мест и всю техническую начинку. Полезная площадь театра увеличивается вдвое – не 40 тысяч квадратных метров, как сейчас, а 80.

"Понятно, что оно по своей природе не является современным зданием и не может соответствовать тем критериям и нагрузкам, которые допустимы в современных зданиях. И попытка его этим нагрузить ни к чему хорошему не приведет. Но нет: все равно это было решено сделать именно здесь. И результат – налицо", – говорит Константин Михайлов, координатор общественного движения "Архнадзор".

"Налицо"- значит, что котлован так и не докопали: у здания обнаружили крен. Фундамент не залили. Стройку заморозили. Знаменитый театр с почти двухвековой историей и многотонной массой стоит на временных опорах, при том, что время использования этих опор истекло год назад.

"Большой завис в воздухе и может рухнуть", – это уже слова Лужкова. Мэр столицы объявил: нужно срочно менять подрядчика.

"Мы отметили громадное нарушение в строительстве, очень опасных моментов, которые связаны даже с устойчивостью самого исторического здания, – заявил Юрий Лужков. – Я не хочу никого пугать, но здесь нужно срочно проводить работы по подведению под здание нормального фундамента".

Информация о новом подрядчике на стройплощадке еще не появилась – здесь по-прежнему старый щит. Но работа, как утверждают в московском правительстве, закипела по-новому. Срочно, до наступления холодов нужно поставить исторические стены на капитальный фундамент. Если здание не утеплить, перезимовать Большой не сможет.

Впрочем, саму идею подземного театра не отвергли. Ее критики говорят о соседстве с Неглинкой, из-за которой некогда осел Малый театр, и настаивают, что под угрозой ЦУМ. Но от проекта уже не откажутся – слишком поздно. И слишком много потрачено денег. Архитектор, который когда-то все это придумал, от дел давно отошел, но проект все равно защищает. "Ну не надо пугать. Никакой котлован там не вырыт- это современные технологии подземной урбанистики, очень серьезные, очень сложные", – уверяет Никита Шангин, в 2005-2008 гг. главный архитектор реконструкции Большого театра.

Генподрядчик объявил о наборе строителей – их теперь будут в два раза больше. Театр начинает договариваться о гастролях итальянского "Ла Скала". Новый, уже третий, срок сдачи объекта вроде бы окончательный. Премьера – в октябре 11-го года. Но даже в театре понимают: главное сегодня – не театральный сезон. Хрупкую конструкцию подземной урбанистики спешно укрепляют.