Тема:

Авиадебоширы 2 недели назад

ЧП в воздухе: авиакомпании ищут способы борьбы с дебоширами

На рейсе "Аэрофлота" SU1730 Москва – Петропавловск-Камчатский в понедельник произошел инцидент c авиадебоширом. Пассажир бизнес-класса Владимир Колотыгин не только оскорблял членов экипажа, но и ударил одного из бортпроводников. На помощь экипажу пришли случайно оказавшиеся в самолете сотрудники Федеральной службы судебных приставов.

На рейсе "Аэрофлота" SU1730 Москва — Петропавловск-Камчатский в понедельник произошел инцидент c авиадебоширом. Пассажир бизнес-класса Владимир Колотыгин не только оскорблял членов экипажа, но и ударил одного из бортпроводников. На помощь экипажу пришли случайно оказавшиеся в самолете сотрудники Федеральной службы судебных приставов. Они помогли при помощи подручных средств обездвижить дебошира, зафиксировать его в кресле, а затем передать его в аэропорту Елизово прибывшим к самолету полицейским.

На нетрезвого авиадебошира составлен протокол об административном правонарушении за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна. И теперь авиакомпания намерена привлечь авиадебошира к уголовной ответственности по статье 213 "Хулиганство".

"Подобные авиапроисшествия возникают пару раз в месяц, — поясняет главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. — Сегодня кабинный экипаж очень ограничен в своих возможностях успокоить неадекватно ведущих себя пассажиров. Воздействовать на них можно только словом. Или пригласить полицейских. Но это на земле. В воздухе, если у кого-то из пассажиров в голове что-то замкнуло, все становятся абсолютно беззащитными".

Представители "Аэрофлота" неоднократно заявляли о необходимости законодательно разрешить членам экипажа и сотрудникам службы авиационной безопасности применять в полете специальные средства сдерживания – например, пластиковые наручники. Они являются обязательным предметом в составе навигационного чемодана на борту самолетов зарубежных компаний.

"Если пассажир просто скандалит, то ему достаточно предъявить письменное предупреждение командира экипажа о нарушении административном нарушении, — говорит исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. – В этом случае конфликт уже будет исчерпан. Но из тысяч случаев деструктивного поведения пассажира на борту десяток оборачивается побоями членов экипажа или других пассажиров. Если действия авиадебошира наносят урон пассажирам и экипажу или материальный ущерб самолету – нужны действенные и быстрые меры для их минимализации".

И самый эффективный и разумный метод – это зафиксировать разбушевавшегося пассажира, сходятся во мнениях оба эксперта.

Для борьбы с хулиганами на транспорте в Уголовный кодекс России уже внесены ужесточающие поправки: в случае вынужденной посадки авиакомпания через суд может взыскать с авиапассажира ущерб, а с июня 2018 года авиакомпании получили законное право составлять черные списки деструктивных пассажиров, которым в будущем будет отказано в перевозке. Но это борьба с возможными рецидивами.

"Для неэкстренных ситуаций – все продумано, а вот для экстренных – ничего нет, — подчеркивает Олег Пантелеев. – Законодательно надо легализовать применение средств по надежной фиксации буйных пассажиров и наделить экипажи возможностью легального их применения".

Сейчас в экстренных ситуациях для фиксации пассажиров применяются пледы, длинные ремни безопасности и скотч. Вряд ли это не оптимальный выбор.

"Не надо никакого оружия, газовых баллончиков или электрошокеров. Это очень опасно в салоне самолета и на высоте, — говорит Роман Гусаров. – Наручников вполне было бы достаточно".

При этом достаточно легких пластиковых наручников, уточняет Олег Пантелеев. Все должно быть безопасно и легально.

Пока применять специальное средства имеют право сотрудники авиационной безопасности, но все они остаются на земле, работают только в аэропортах.

В истории остались полеты авиационных маршалов в США и вооруженных сотрудников во времена СССР. Авиационные маршалы крайне неэффективны, говорит Роман Гусаров, и экономически затратны. Даже в Америке от этого отказались.

А вот законодательно наделить экипажи возможностью применять фиксирующие буйных пассажиров наручники в экстренных ситуациях было бы полезно.

"Это было бы безопасно и легально для всех", — считает Олег Пантелеев.

Главное, чтобы экспертов и авиакомпании теперь услышали депутаты, которые 15 января открыли весеннюю сессию Госдумы.