Сибирские инженеры создали первый в мире авиационный двигатель без стальных деталей

Новыми двигателями планируется оснастить самолёты ЯК-52.

Новыми двигателями планируется оснастить самолёты ЯК-52.
Фото Wikimedia Commons.

Наземные испытания двигателя прошли 19 января 2018 года.

Наземные испытания двигателя прошли 19 января 2018 года.
Фото НГТУ.

Новыми двигателями планируется оснастить самолёты ЯК-52.
Наземные испытания двигателя прошли 19 января 2018 года.
Из алюминия изготовлены даже те детали, которые подвергаются большим нагрузкам. Особая технология позволила достичь нужной прочности.

Первый в мире полностью алюминиевый авиадвигатель удалось создать конструкторам Новосибирского государственного технического университета. Из алюминия изготовлены даже те части, которые подвергаются самым высоким нагрузкам: коленчатый вал, гильзы и маховик.

Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 40–50% по сравнению с традиционными двигателями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии он будет весить 200 килограммов, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250 килограммов.

При этом мощность нового двигателя выросла по сравнению с М-14П с 360 до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился примерно на 15%.

Алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор изготавливаются из стали. Учёным НГТУ удалось заменить их на алюминиевые с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), созданной в Институте неорганической химии СО РАН.

Суть технологии в том, что на алюминиевые детали воздействуют плазменными разрядами, в результате чего на поверхности детали образуется тонкий слой оксида алюминия, известного как корунд. Корунд обладает высокой твёрдостью и температурой плавления. Именно поэтому алюминиевые детали с корундовой поверхностью могут заменить стальные. Детали нового двигателя были специально сконструированы для эффективного применения технологии ПЭО.

Наземные испытания двигателя прошли 19 января 2018 года.

Новый двигатель будет устанавливаться на двухместные самолёты ЯК-52, штатные двигатели которых либо уже выработали свой ресурс, либо находятся на грани выработки. Сейчас в России эксплуатируется несколько сотен ЯК-52, они используются как учебно-тренировочные летательные аппараты в школах ДОСААФ, а также как частные и коммерческие самолёты.

Наземные испытания двигателя успешно прошли на аэродроме Мочище под Новосибирском 19 января 2018 года. Теперь создатели будут проводить испытания заявленного ресурса двигателя, который не меньше, чем у моторов из стали, – две тысячи часов. После этого двигатель будет установлен на самолёт Як-52, и начнутся его лётные испытания.

Предполагается, что в серийном производстве двигатель будет вдвое дешевле современных аналогов. Топливом послужит обычный автомобильный бензин АИ-95.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о российском проекте летающего такси.