Автошколы по-новому: с автодромом или никак

В автошколах теперь будут учить по-новому. Отныне они должны приобрести тренажеры для отработки навыков вождения, а самое главное и затратное - автодромы, мини-копии города со светофорами, железнодорожными переездами и перекрестками. Директора автошкол предупреждают сотрудников о скором закрытии.

В автошколах теперь будут учить по-новому. Отныне все образовательные учреждения, которые занимаются подготовкой водителей, должны приобрести специальные тренажеры для отработки навыков вождения и комплексы, проверяющие психическую подготовленность ученика. А самое главное и самое затратное - это оборудование автодрома, своего рода мини-копии города со светофорами, железнодорожными переездами и перекрестками. В ГИБДД уверяют, уровень подготовки водителей вырастет в разы. Директоры автошкол разводят руками и предупреждают сотрудников о скором закрытии.

Новые правила для автошкол - не новость. Документ утвердили в конце прошлого года и дали учебным центрам 6 месяцев, чтобы подготовиться технически. А затраты, между прочим, немалые. Тренажеры-симуляторы вождения - от 150 тысяч рублей, аппаратные комплексы, тестирующие психику - в районе 100 тысяч. Плюс оборудование каждой машины видеокамерами. И самое затратное - это спецавтодром, своего рода копия города в миниатюре. Бюджетной помощи на это не рассчитано. Поднимать цены на обучение? Тогда вообще учиться перестанут. Брать кредиты и делать все за свой счет? Нет гарантии, что отобьются вложенные деньги. Выход один - закрываться.

Именно такая судьба ждет десятки столичных автошкол в ближайшее время, рассказала директор одной из них Елена: "Лицензия у нас заканчивается в декабре. За 3 месяца до окончания лицензии мы должны подать документы в комитет образования. А перед тем, как в комитет образования, мы должны где-то за месяц подать в управление ГАИ. Получается, что если с 1 июля ввели новые требования к оборудованию площадки и оборудованию автомобилей видеокамерами, то, соответственно, управление ГАИ даст нам акт о материально-технической базе, что мы не соответствуем. А значит, комитет образования нам откажет в лицензии".

Даже в складчину учебные заведения не потянут такие затраты, не говоря уж о региональных центрах обучения, которых один-два на город. Сами же преподаватели в автошколах только руками разводят - половина того оборудования, которое требуют новые законы, не нужна. Без сомнения, 3D модель двигателя на компьютере куда лучше плакатов советских времен, тренажер-симулятор вождения тоже вещь полезная.

А как быть со специальным автодромом, цена которого начинается от 6 миллионов рублей, возмущается исполнительный директор Ассоциации московских автошкол Александр Жуков: "Автошколы, когда это все посмотрели, сказали: зачем нам это надо? ГАИ говорит: "Нет, вам это надо. Это поможет нам улучшить экзаменационную работу". Ну, давайте тогда разберемся. Экзаменационная работа - это ваше, и вам государство дало эти полномочия, и - пожалуйста, занимайтесь, находите деньги, стройте автодромы. Мы образовательные структуры, живем за счет денег учеников. Готовы ли они платить огромные суммы, чтобы мы строили всевозможные комплексы, которые нам в образовании не нужны? Вам нужны в экзаменационной работе - пожалуйста, стройте. При чем здесь автошколы и ученики с их деньгами?"

Цена автодрома - не единственная загвоздка. Даже если несколько крупных автошкол скинутся и приобретут нужное оборудование, где его размещать? Свободной площадки в несколько квадратных километров в Москве нет, в области с этим тоже проблема, да и захотят ли сами ученики ездить непонятно куда, лишь бы откатать пару часов, продолжает Александр Жуков: Свободных площадей в городе нет. Это значит, что надо заниматься сносом - это убирать промзоны, торгово-развлекательные комплексы, может быть, жилье, парки сносить для того, чтобы реально выполнить эти условия. Школы не могут ни под землей построить, ни на сваях второй этаж. Это должна быть городская территория".

Получается, что права будет проще купить. Сейчас цены на карточку водителя начинаются от 30 тысяч рублей в Подмосковье и от 50 тысяч - в Москве. По деньгам сопоставимо с ценой курса в автошколе, а по срокам еще и быстрее получается. Права сделают за месяц. За это время в МРЭО надо появиться всего пару раз. Один - чтобы завалить экзамен, второй - чтоб получить права.

Закон, как говорится, редко имеет обратную силу, поэтому вернуться к тому, как было, не получится. Однако представители автошкол собираются биться до последнего и надеются получить хотя бы финансирование из бюджета на строительство автодромов и другое техническое оснащение.