Медведев: хватит топить нефтью

Если государство хочет экономить энергию, оно должно начать со своих собственных предприятий. Об этом Дмитрий Медведев заявил в Архангельске на заседании президиума Госсовета по энергоэффективности экономики. А до этого президент изучил проблемы подводного судостроения на знаменитом "Севмаше".

Если государство хочет экономить энергию, оно должно начать с себя, то есть со своих собственных предприятий. Об этом Дмитрий Медведев заявил в Архангельске на заседании президиума Госсовета. Главная тема – энергоэффективность российской экономики. А до этого президент занимался проблемами кораблестроения и подводного флота. И посетил знаменитый "Севмаш".

В нескольких морских милях от единственной в России верфи для атомных подлодок Дмитрий Медведев встретился с Юрием Долгоруким. "Юрий Долгорукий" – это субмарина. Последнего, четвертого поколения. Серийный выпуск еще не начали – идут ходовые испытания. И пока есть, над чем работать: "У нас эхолот очень шумный, его во всем океане слышно – до самых Соединенных Штатов". Медведев: "А кто делает? "Океанприбор"? Надо по мозгам надавать! Сказать, что купим в другом месте, за границей".

В Северодвинске президент Медведев впервые. Он приехал, чтобы обсудить перспективы развития подводных сил военно-морского флота России. "От того, каким образом мы сработаем, в том числе и здесь, на "Севмаш"-предприятии, зависит и решение одной из самых ключевых задач, которые сегодня стоят перед нашей страной, задачи завершить к 2020 году строительство боевого ядра военно-морских корабельных сил Российской Федерации. Для этого у нас есть, безусловно, все возможности. То, что мы делаем, корабли, которые должны быть построены, они конечно должны отвечать самым высоким требованиям, которые предъявляются сегодня к такого рода объектам. Они должны быть оснащены самым современным оружием, они должны быть конкурентоспособны и, самое главное, они должны соответствовать или превосходить свои зарубежные аналоги", – заявил президент РФ.

Надводные достижение северодвинцев без внимания верховного главнокомандующего тоже не остались. Северодвинский "Севмаш" – одно из самых гигантских предприятий в стране, здесь постоянно работают 25 тысяч человек, да и вся продукция – гулливеровских масштабов. Например, авианосец "Баку", он же – "Адмирал Горшков", он же – "Викрамадитья". К 2012 году переоборудованный крейсер должны передать на вооружение индийских ВМС.

Переименованный в индуистское божество советский военачальник полного перерождения пока не претерпел: сумма проекта оценивается в 63 миллиарда рублей, и полного финансирования из Нью-Дели наши судостроители пока не получили. Есть недопонимание не только в цене, но и в сроках. Ведь от прошлой машины не осталось даже названия – крейсер полностью перестраивают. А быстро, хорошо и дешево, уверяют на "Севмаше", попросту не бывает. "Нам необходимо эту работу завершать. У меня на эту тему были переговоры и с индийскими коллегами. Там были определенные спорные моменты, все эти споры необходимо закрыть, договориться по остающимся, пока не урегулированным базовым параметрам сотрудничества, и эту работу завершить, потому что это вопрос престижа. Это, в конце концов, вопрос того, как будет работать "Севмашпредприятие" в будущем", – указал Дмитрий Медведев.

С отечественными проектами проблем меньше: нефтяную платформу "Приразломная" для разработки месторождений в Печорском море заложили в 90-х, разморозили в начале XXI века и обещают достроить уже в следующем году. Ее готовят для суровых арктических льдов.

Севмашевцев кризис коснулся меньше, чем других: все-таки основной хлеб предприятия – оборонный заказ, и деньги они получают напрямую от государства. Если верить сводке, средняя зарплата – свыше 20 тысяч рублей. Но это не значит, что все чувствуют себя комфортно. "Я, например, получаю тысяч десять, – сообщила президенту одна из работниц. – Но это, наверное, зависит от бюджета предприятия?" – "Конечно. А Бюджет предприятия зависит от количества заказов. И их сейчас стало побольше", – заверил президент.

Дело, конечно, не только в числе заказов. На совещании в Северодвинске президент заметил: продукция судостроителей должна быть в первую очередь современной и конкурентоспособной. А это – не только конструкторские ноу-хау, но и умение управлять себестоимостью продукции.

Во всем мире уже давно задумываются над тем, насколько эффективно расходуется энергия, затраченная на производство. В России энергоэффективность стала сегодня темой заседания президиума Госсовета. "Мы никогда не экономили на энергии. Мы считали себя крутыми и энергетически самодостаточными. Еще несколько лет назад было сказано, что нельзя топить нефтью. А мы продолжаем топить нефтью, обогревая нашу планету. Надо заниматься альтернативными источниками, потому что они рано или поздно заместят углеводороды", – заявил Медведев.

К слову, на "Севмаше" уже работают в нужном направлении. Здесь построили экспериментальный энергоблок для единственной в стране приливной электростанции на Баренцевом море. Он успешно вырабатывает экологически чистую энергию, и у конструкторов уже есть планы запускать новые турбины в серию.