Новосибирские биологи создали уникальную коллекцию клеток для геномного редактирования

Уникальную коллекцию клеток, которые моделируют разные заболевания, создали новосибирские биологи. В основе исследования - метод геномного редактирования. Кто вносит правки в ДНК и почему передовые технологии так долго идут до пациентов?

Уникальную коллекцию клеток, которые моделируют разные заболевания, создали новосибирские биологи. В основе исследования — метод геномного редактирования. Кто вносит правки в ДНК и почему передовые технологии так долго идут до пациентов?

Вырезать, копировать, вставить – как предложения в тексте, новосибирские ученые редактируют гены. Вырастить яблоко, которое не желтеет после разрезания, снизить популяцию комаров, повысить урожай пшеницы: сфер для применения синтетической биологии – масса. "Одно из направлений в рамках геномного редактирования – это создание клеток для изучения разных заболеваний. Например, можно тестировать лекарство от болезни Паркинсона не на мышах, а на таких клетках – это будет гораздо быстрее и дешевле", — говорит корреспондент Ольга Дурных.

Здесь их зовут "пациент в чашке Петри". Изначально клетки получили от реальных людей, страдающих от болезни Альцгеймера, от синдрома Хантингтона и сердечно-сосудистых заболеваний. "Отредактировали", чтобы приспособить к исследованию, и теперь внутри ищут "цель", куда должно бить лекарство.

Сурен Закиян, зав. лабораторией Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, пояснил: "Все лекарства снимают, облегчают симптомы, но не лечат саму причину болезни. Это связано с тем, что у нас отсутствуют знания молекулярных основ патогенеза этой болезни. Все наши действия направлены на поиски мишени новых лекарственных препаратов".

По тому же принципу, но для борьбы с вирусами – отдельное исследование. Сейчас Новосибирск активно сотрудничает с петербургским НИИ гриппа. В планах – в корне изменить саму технологию защиты от эпидемии.

Григорий Степанов, научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, рассказал: "Чтобы раскрыть роль отдельных генов в развитии патогенеза вирусной инфекции, мы создаем специальные клеточные линии, на которых затем можно будет проводить скрининг лекарственных средств, вакцинных штаммов".

Как создавать синтетические клетки для подобных исследований, думают уже в другой лаборатории. Сегодня в мире есть лишь три технологии геномного редактирования, у каждой – свои недостатки.

Дмитрий Жарков, зав. лабораторией Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, отметил: "Мы должны менять ДНК клетки совершенно точно. Мы должны на 100% убедиться, что нет изменений в другом месте и что есть замена в нашем нужном месте. И, к сожалению, чтобы это сделать с теми инструментами, которые есть сейчас, нужно от 100 тысяч до миллиона долларов на одного пациента".

Если удешевить технологию, геномное редактирование быстрее дойдет до больниц и предприятий – сегодня это одна из главных задач.