Президенты России и Азербайджана проложили новый маршрут

"Москва должна знать свое место". К такой политической школе принадлежат те, кто упрямо тянул нефтепроводы в обход российской территории. В этой связи прошедшая встреча президентов России и Азербайджана – это важная примета подготовки встречи с Бараком Обамой.

"Москва должна знать свое место". К такой политической школе принадлежат те, кто упрямо тянул нефтепроводы в обход российской территории. В этой связи прошедшая встреча президентов России и Азербайджана – это важная примета подготовки встречи с Бараком Обамой.

В последнее время Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев видятся чаще: именно Россия посредничает в контактах Азербайджана и Армении. Но в этот раз встреча – сугубо российско-азербайджанская.

Резиденция "Загульба" – объект действительно совершенно уникальный. Видно, что денег у Баку прибавилось, и еще как! За плечами – несколько лет нефтяного бума, основанного на новых возможностях. Взять экологию: теперь с нефтяных платформ и капля нефти не попадет в Каспий, зато миллионы тонн попадают в трубу.

И что важно – нефть идёт и через новую нитку Баку-Джейхан, строительство которого в обход России инспирировали американцы, и по старому нефтепроводу Баку-Новороссийск.

Есть между Россией и Азербайджаном газопровод. До недавних пор газ шел от нас, но пару лет назад азербайджанцы нашли газ у себя. И его так много и он так близко, что на юг России быстрее поставлять газ из Азербайджана, а не из Сибири.

На этой неделе в Баку подписано уникальное соглашение, по которому Россия газ не продаёт, а покупает. И, как отметил глава "Газпрома" Алексей Миллер, покупать азербайджанский газ Россия намеревается во всё больших объёмах.

В последние годы в планах появился газопровод "Набукко" из Азии в Европу, в обход России. Его создание лоббировала Америка. Но чем же его заполнить? С Ираном ни Европа, ни тем более Америка связываться не будут. А как еще дотянуться до Туркмении? По дну Каспия? Но это еще дороже. Оставались новые газовые поля Азербайджана. Но газ с них теперь уходит в Россию.

С этого мы и начали разговор с Ильхамом Алиевым, сразу после его переговоров с Дмитрием Медведевым.

- Как бы поаккуратнее подобраться к этому вопросу? Означает ли это, что "Набукко" нечем будет заполнять?

- Когда идея с "Набукко" возникла, Азербайджан рассматривался не как поставщик, а как один из транзитеров. Основными поставщиками считались другие страны. Но в силу определенных причин – видимо, были сложности в достижении соглашений с изначальными поставщиками, – а также в связи с тем, что Азербайджан превратился уже в страну, добывающую газ в больших объемах, интерес был направлен и в нашу сторону. Мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы полностью реализовать наш газовый потенциал. Запасы у нас огромные. Но свою газовую инфраструктуру мы уже создали, часть ее осталась с советских времен. Поэтому инвестировать в строительство новых газопроводов нам нет никакой необходимости.

- То есть, вам нужно, вы и стройте.

- Ну, в общем, так. Но если будут построены дополнительные средства доставки, мы от этого только выиграем. Если будет построен газопровод "Набукко" и нам предложат хорошие коммерческие условия, безусловно, мы этим воспользуемся. Но инициировать этот процесс и финансировать его мы не будем.

- Я не могу в беседе с вами обойти тему, которая занимала первую строчку в мировых новостях. Насколько я понимаю в географии, вы смотрите в сторону Ирана, да и примерно три четверти этнических азербайджанцев живут в Иране, а не в Азербайджане. Как вы оцениваете последние драматические события в Иране после выборов?

- Они сами разберутся, без чьих-либо советов и вмешательств.

- Иран интересуется внутренними аспектами азербайджанской жизни. Например, в канун приезда Дмитрия Медведева в Баку вы здесь принимали президента Израиля, что очень необычно для преимущественно мусульманской страны. Как вы строите эту многовекторную политику?

- На примере Азербайджана, я думаю, многие могут убедиться в том, что вполне возможно выстраивать хорошие отношения со странами, которые между собой, мягко говоря, не дружат. Но это не наша проблема. Если у наших партнеров и друзей существуют проблемы между собой, то мы всегда исходили из того, что Азербайджан не должен становиться местом, где они будут выяснять свои отношения.

- Ваша встреча с Дмитрием Медведевым состоялась незадолго до приезда в Москву Барака Обамы. И на столе у американских и российских переговорщиков остается предложение, сделанное Москвой относительно противоракетной обороны и использования Габалинской РЛС, находящейся на территории Азербайджана, для создания всемирной противоракетной обороны. Какова позиция Азербайджана по этому вопросу?

- Эта тема не новая. И когда к нам были обращения по этой проблеме, мы восприняли это позитивно. То есть мы согласились обсуждать эту тему, был даже визит на Габалинскую РЛС совместной группы российских и американских специалистов. На определенном этапе разговоры на эту тему стихли. Но раз стихли, мы этот вопрос инициировать не могли. Если сегодня опять возникнет интерес, и эта тема будет серьезно обсуждаться, мы свое слово скажем, но тогда, когда это будет нужно. Мы не собираемся создавать препятствия, если Россия и Америка согласятся друг с другом по вопросам глобальной международной безопасности. Естественно, Азербайджан будет частью этого процесса.