Журналисты поставили крест на Рэмбо


EPA

Поставили крест на Рэмбо, причем в прямом смысле. В сети появилась информация о смерти Сильвестра Сталлоне. В подтверждение — черно-белый снимок. Указаны годы жизни, траурная лента. Рядом с фото — подпись: мол, долго скрывал болезнь, рак простаты, якобы это и стало причиной ухода из жизни голливудского актера. Как оказалось, новость фейковая.

Поставили крест на Рэмбо, причем в прямом смысле. В сети появилась информация о смерти Сильвестра Сталлоне. В подтверждение — черно-белый снимок. Указаны годы жизни, траурная лента. Рядом с фото — подпись: мол, долго скрывал болезнь, рак простаты, якобы это и стало причиной ухода из жизни голливудского актера. Как оказалось, новость — фейковая. Первоисточник — один из сайтов с нестабильной репутацией, который, к слову, уже не в первый раз замечен на распространении ложных сообщений. Правда, прежде чем слухи опровергли, все это успело разлететься по Интернету. Одни фанаты запереживали, другие — в смерть любимого актера не поверили. Однако тех, кто скорбит, оказалось больше. Уж очень правдоподобно выглядел кадр со Сталлоне, до неузнаваемости постаревшим и облысевшим. Впрочем, вскоре выяснилось, это из гримерки. Сейчас актер снимается в фильме "Крид-2", и это сценический образ. Так может, эта фальшивка — своеобразный ход пиарщиков актера как раз-таки перед премьерой нового фильма?

Фото седого Сталлоне без грима плюс реплики в социальных сетях, и правда, производят пугающее впечатление. Например, такие: "В Facebook (запрещена в РФ) пишут, Сильвестр Сталлоне безвременно ушел. Насколько это верно?". Только ленивый не кликал на траурное сообщение, которое распространили даже крупные новостные сайты.

"Для запуска таких процессов достаточно грамотной визуализации вот этого фейка, — отмечает директор по проектной деятельности Института развития Интернета (ИРИ) Арсений Щельцин. — Сначала формируется источник информации, допустим, какой-то друг какого-то определенного человека, потом этот друг сообщает в какую-то газету меньшего размера, потом подхватывает газета большего размера и так далее, так далее".

Страшные слухи про голливудских знаменитостей распространяют пачками. Не так давно в сети похоронили Шварценеггера, который младше Сталлоне всего на год. Российские звезды тоже не исключение. Все знают мем "Гуф умер". Рэпера Алексея Долматова в СМИ пытались якобы "убить" несколько раз всего за пять лет. Зачем? Все дело в агрессивной рекламе.

"Большая часть фейков о смерти знаменитостей делается исключительно с целью на этом заработать, — говорит блогер Олег Макаренко. — Заработать популярность. Пишем, что такое-то известное лицо умерло. И народ кликает на эту новость, вовсю приходит к нам, и там ему можно уже продать какую-нибудь рекламу".

Другой вариант: попытка реально испортить репутацию известного человека. Но тут скорее не про похороны будут писать, а рыться в грязном белье, хотя использование фейков в информационной политике сейчас вообще своего рода тренд. Негативный, разумеется.

"Считается, если ты сам соврал, это плохо, но если ты сослался на человека, который соврал, это вроде бы как и нормально, — продолжает Олег Макаренко. — Это серьезная вещь, которая может привести к весьма плачевным последствиям: начиная с того, что таким образом можно манипулировать, скажем, курсом акций, и заканчивая тем, что кому-то может стать плохо с сердцем".

Можно подать в суд за клевету. Вот только концов в Интернете все равно не найти. "Мы можем попробовать привлечь злоумышленника, который эту клевету распространил, — рассказывает член ассоциации юристов России Роман Ардыкуца. — Когда эта информация распространена в сети Интернет, очень сложно понять, кто является источником, надо вычислить его IP-адрес. Скорее всего, это будет IP-адрес в Мексике какой-нибудь".

Создавать фейки могут хакеры. Просто из любви к искусству. Так два года назад на Twitter-аккаунте Сони Мьюзик появилась информация о смерти Бритни Спирс. Компания потом извинялась перед певицей, скандал замяли, а компьютерных взломщиков так и не нашли. Причиной для фейка может быть месть, черный юмор и даже пиар. Так некоторые СМИ решили, когда почти одновременно с выходом нового романа Виктора Пелевина в Facebook появилась запись, что писатель скончался во время спиритического сеанса.

Фейки что-то вроде болезни роста в Интернете, который еще не помещается в правовое поле. И тут вспоминается Марк Твен, его знаменитая телеграмма в еженедельник New York Journal в ответ на страшные слухи: "Сообщения о моей смерти сильно преувеличены". Ирония против фейка, почему нет?