Патриарх Кирилл по-новому открыл Стамбул для православной России

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил исторический визит в Стамбул. Он не только отслужил молебен в храме и посетил святые места, но также встретился с Вселенским Патриархом Варфоломеем
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил исторический визит в Стамбул. Он не только отслужил молебен в храме и посетил святые места, но также встретился с Вселенским Патриархом Варфоломеем
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые в качестве предстоятеля Русской Православной Церкви отправился в зарубежную поездку. Что важно, это Турция, Стамбул. Не просто по святым местам, а встреча с Патриархом Варфоломеем.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые в качестве предстоятеля Русской Православной Церкви отправился в зарубежную поездку. Что важно, это Турция, Стамбул. Не просто по святым местам, а встреча с Патриархом Варфоломеем. Варфоломей год назад отказался благословить Ющенко на раскол Единой Русской Церкви. И вот – встреча в Стамбуле. Каков итог?

Вселенский Константинопольский патриархат располагается за высоким забором в тени нависающих над ним минаретов Стамбула. Центральные ворота закрыты вот уже почти 200 лет. В начале XIX века на них янычары повесили Патриарха Георгия V, обвинив его в подготовке греческого восстания.

"Эти ворота будут навсегда закрыты. Ни по поводу фанатизма, ни по поводу национализма – только по поводу исторического факта", – пояснил дьякон Виссарион.

Кафедральный собор Вселенского Патриарха – это небольшая церковь Святого Георгия, перестроенная в XVII веке. Как и католический костел, храм тесно заполнен рядами кресел.

"Трон Патриарха был сделан сирийскими мастерами в 1655 году. Он инкрустирован золотом и перламутром", – рассказал священник Досифеос.

На алтарных вратах – двуглавый византийский орел. В отличие от российского, у него только одна корона, символизирующая Царствие Христово. Турецкие власти титула "Вселенского" и "Константинопольского" за Патриархом Варфоломеем не признают. Юридически он только глава православной греческой общины.

"По турецким законам священнослужители не имеют право появляться на улице в религиозном одеянии. Покидать территорию патриархии в облачении может только Патриарх", – сказал Досифеос.

На делегацию Русской Православной Церкви эти запреты не распространяются. Патриарха Московского и всея Руси встречали под колокольный звон. А в соборе был отслужен молебен на греческом и русском языках. Патриарх Кирилл вел службу с Вселенского трона.

А потом были долгие переговоры двух Патриархов. Обсуждалась и непростая ситуация на Украине, где президент Ющенко не оставляет попыток расколоть Русскую Православную Церковь, и то, как помочь духовно россиянам в Турции, ведь одних туристов здесь за год бывает более двух миллионов.

"Турция является канонической территорией Константинопольского патриархата. И мы смогли найти общий подход, как совместно окормлять русских православных", – подчеркнул Патриарх Кирилл.

Отец Корнелей, дьякон, который живет на стамбульской крыше. Подворья афонских монастырей построили в конце XIX века для паломников. Обычные пяти- и шестиэтажные дома в портовом районе Каракёй, только с храмом на чердаке. Сейчас это единственное место в Турции, где служат на русском языке.

С балкона Пантелеимоновского подворья видны купола еще двух православных церквей – Ильинского и Андреевского скитов.

"Подворье Андреевского скита. Это был большой скит. В нем жили почти 600 человек – больше, чем в монастыре", – рассказал дьякон Корнелий.

Теперь здесь только Василиса Денисенко – правнучка русского офицера. После революции эти скиты приютили бежавшую из Крыма армию генерала Врангеля.

"Три церкви были переполнены. Люди на лестницах стояли на всех пяти этажах", – вспоминает Денисенко.

Колокола с тех пор так и висят в лестничном проеме обычного стамбульского подъезда.

С Патриархом Варфоломеем как раз и обсуждались вопросы реставрации многих заброшенных русских храмов, восстановления паломнических центров. Турецкие власти в последнее время активно идут навстречу – паломникам из России разрешили ходить в рясах.

"Еще год назад нас из церквей с полицией выводили. Сегодня с правительством Турции мы договорились о местах службы", – отметил Валерий Лоскутов, председатель православного патриотического общества имени Святителя Николая Чудотворца.

В эти дни Патриарх Кирилл будет встречаться и с премьер-министром Эрдоганом. Турецкие власти обещают всяческую поддержку Русской Православной Церкви.

"У нас есть поддержка турецкого правительства", – подчеркнул Патриарх Кирилл.

Визит Патриарха Кирилла в Турцию невозможен без посещения Софийского собора – святыни православного мира. В XV веке Султан Мехмед Завоеватель превратил ее в мечеть. При Ататюрке собор признали общечеловеческим культурным наследием и сделали в нем музей.

Смертельный удар по Византии был нанесен ни с востока, а с запада. Братья по христианской вере, крестоносцы, разграбили и разрушили Константинополь еще задолго до вторжения османов. Туркам спустя 200 лет достались только обломки одной из самых величественных в мире империй. Четвертый поход крестоносцев с благословения Ватикана был направлен на подчинение Второго Рима.

"За три дня сожгли три четвертых города. Безжалостно взрывались в церкви, выбрасывали мощи, их топтали ногами. Раки расплавляли на слитки. 60 лет грабили город. Иконы безжалостно разрушали. Они думали, что это куски золота", – сказал археолог Иллария Аджар.

Турки оказались более цивилизованными. Превратив Софию в мечеть, они лишь спустя три века замазали фрески штукатуркой. Зато когда штукатурку смыли, открылся еще один не менее загадочный период в истории христианства. На стенах разглядели карточные масти – так в эпоху иконоборчества изображали Страсти Христовы.

"Пики – это копье судьбы, кресты – распятие, бубны – гвозди, а черви – это губка, которой утолили жажду Христа", – пояснил Иллария Аджар.

Такие же символы нашли и в храме в Хоре. Там они уже перенесены на одеяния святых. Ангелы возносятся к сводам одной из самых прекрасных церквей Византии и держат Вселенную в виде спирали-улитки. Неизвестный художник за двести лет до Коперника изображает иное строение мира, за которое католическая церковь будет еще долго сжигать на кострах.

"Этот город связан с такой историей, с такими корнями, что переоценить его значение невозможно. Это наша вера, цивилизация, культура", – подчеркнул архимандрит Тихон Шевкунов, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Теперь, после визита Патриарха Кирилла, Стамбул – Константинополь открывается для православной России уже в совершенно ином качестве.