Трое космонавтов из 20-го экипажа Международной космической станции, которые в минувшую пятницу совершили получасовое орбитальное путешествие на корабле "Союз ТМА-14", в понедельник вновь заняли места в своей "спасательной шлюпке".
"Командир МКС-20 Геннадий Падалка и бортинженеры Майкл Барратт и Коити Ваката начали трехчасовую тренировку по выполнению спуска на корабле "Союз" в случае аварии на станции",- сообщил ИТАР-ТАСС официальный представитель подмосковного Центра управления полетами Валерий Лындин.
Космонавты, "вооружившись" специальной инструкцией, должны пройти весь путь экстренной посадки: проникнуть в пристыкованную к МКС "спасательную шлюпку", закрыть люки, облачиться в индивидуальные полетные скафандры "Сокол", проверить герметичность костюмов и корабля, а затем "отстыковаться" от станции и "спуститься" на Землю. При этом специалисты ЦУП при выполнении каждой операции предлагают экипажу все возможные аварийные ситуации и смотрят, как космонавты с ними справляются.
"Такая тщательная тренировка время от времени проводится на МКС с разными экипажами", - пояснили в ЦУП. Даже опытному Падалке не мешает время от времени освежать в памяти алгоритм действий в случае аварийного спуска на Землю, особенно учитывая тот факт, что два предыдущих корабля - "Союз ТМА-10" и "Союз ТМА-11" - при посадке срывались на баллистическую траекторию спуска. А новичку Барратту и его японскому коллеге Ваката, который прилетел на МКС на шаттле и на нем же должен вернуться обратно на Землю, тем более не помешает ознакомиться со всеми премудростями действий при аварийном покидании станции на "спасательной шлюпке". Правда, какая именно условная авария произошла на МКС, в ЦУП не уточнили.
За последнее время в ходе эксплуатации станции уже дважды возникали ситуации, когда поднимался вопрос о возможной эвакуации экипажа на Землю. Так, в июне 2007 года в результате короткого замыкания вышли из строя шесть бортовых компьютеров российского сегмента, в том числе и отвечающие за ориентацию станции в пространстве. А в июне прошлого года угроза экстренного покидания станции нависла над экипажем из-за поломки туалета.