Медведев, Алиев и Саргсян проводят переговоры по Нагорному Карабаху

Президенты России, Азербайджана и Армении – Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев и Серж Саргсян после скачек на приз президента РФ продолжили общение в одном из московских ресторанов. В начале встречи лидеры выразили готовность обсуждать дальнейшие пути урегулирования нагорно-карабахской проблемы.

Президенты России, Азербайджана и АрменииДмитрий Медведев, Ильхам Алиев и Серж Саргсян, присутствовавшие на скачках на приз президента РФ, продолжили общение в трехстороннем формате в одном из московских ресторанов. В начале встречи лидеры выразили конструктивный настрой и готовность обсуждать дальнейшие пути урегулирования нагорно-карабахской проблемы.

Накануне Саргсян и Алиев уже провели отдельную встречу. Она стала шестым раундом прямых переговоров сторон, которые начались 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге. Затем главы государств встречались в Барвихе 2 ноября 2008 года, в Цюрихе 28 января этого года, в Праге – 7 мая, а последняя встреча состоялась 4 июня также в российской северной столице.

Президенты Азербайджана и Армении намерены продолжать переговоры по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, сообщил накануне, в пятницу, российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Юрий Мерзляков по итогам прошедших переговоров в расширенном составе при участии лидеров двух стран.

Беседа Алиева и Саргсяна "была глубокой, конкретной и серьезной", заявил заместитель помощника госсекретаря США, сопредседатель группы с американской стороны Мэтью Брайза. По его оценке, "впервые президенты так открыто обсуждали вопросы и обменивались мнениями". "Они не достигли консенсуса, но процесс продолжается и находится на очень серьезном этапе", – подчеркнул он.

Президенты Армении и Азербайджана поручили министрам иностранных дел своих стран провести совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ подготовительную работу для организации осенью новой встречи на высшем уровне, сообщили ИТАР-ТАСС в пятницу в пресс-службе армянского лидера.

"Принципиальная позиция России в нагорно-карабахском урегулировании заключается в том, чтобы не навязывать участникам конфликта каких-либо рецептов извне, исходя из того, что главная ответственность за окончательный выбор должна лежать на самих азербайджанцах и армянах", – подчеркнул ранее помощник президента РФ Сергей Приходько.

При этом, по словам помощника главы государства, "Россия была бы готова поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит все вовлеченные стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности – выступить гарантом урегулирования". По мнению российской стороны, "жизнеспособным будет такое решение проблемы, которое позволит вернуть стабильность и спокойствие в Закавказье, а в постконфликтный период поможет сохранить исторически сложившийся там баланс сил".

Нагорно-карабахский конфликт возник в феврале 1988 года. Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО), большинство населения которой составляют армяне, объявила о намерении выйти из состава Азербайджанской ССР и войти в состав Армении. В 1991 году НКАО провозгласило себя независимой республикой, что привело к вооруженному противостоянию. Потери обеих сторон составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более 4 тысяч человек.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта был начат 23 сентября 1991 года РФ, Казахстаном, Азербайджаном и Арменией. В марте 1992 года по инициативе Москвы учреждена Минская группа ОБСЕ, в которую вошли представители 12 стран. Переговоры ведутся под эгидой сопредседателей Минской группы, выступающих с согласованных позиций, России, США и Франции. 12 мая 1994 года Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией, на основании подписанного неделей ранее Бишкекского протокола, была достигнута договоренность о прекращении огня. Под контролем армянской стороны оказалась почти вся территория Нагорного Карабаха, а также семь районов, прилегающих к нему.

С 1994 года переговорный процесс по определению статуса Нагорного Карабаха (НК) в рамках Минской группы ОБСЕ ведется на различных уровнях. НК является лишь косвенным участником переговорного процесса, так как Баку отказывается вести переговоры со Степанакертом. Последний раунд прямых переговоров в трехстороннем формате состоялся в апреле 1997 года.

На переговорах, как правило, рассматриваются практически все аспекты, связанные с урегулированием конфликта. Среди них – вывод войск из региона, определение статуса Нагорного Карабаха, открытие транспортного сообщения, возвращение беженцев в места постоянного проживания, возможное размещение миротворческих сил. Баку настаивает на освобождении азербайджанских территорий и возвращении беженцев, и только после этого готово переходить к определению статуса НК.

Со своей стороны, Азербайджан готов предоставить этому региону высокий статус автономии в составе своей республики. Первоочередным вопросом для Армении является определение политического статуса Нагорного Карабаха (при этом подчинение Азербайджану исключается), его международное признание, а затем устранение последствий военных действий.

29 ноября 2007 года сопредседатели Минской группы подготовили предложения по базовым принципам урегулирования конфликта – так называемый Мадридский документ, чтобы обеспечить основу для продолжения переговоров на высшем уровне. "Мадридские принципы" представляют собой ряд письменных предложений, главные из которых касаются проведения референдума в Нагорном Карабахе по определению его статуса, освобождения оккупированных Арменией районов, их демилитаризации.

10 июля 2009 года на саммите "восьмерки" было принято совместное заявление президентов РФ, США и Франции по нагорно- карабахскому конфликту. В нем подтверждается обязательство оказать поддержку руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими основных принципов урегулирования, даются поручения посредникам от каждого государства-члена Минской группы ОБСЕ представить президентам Азербайджана и Армении обновленный вариант Мадридского документа 2007 года, содержащий последние предложения по формулировкам основных принципов.