От гайки до самых высокотехнологичных агрегатов: на Восточном - техобслуживание


ГТРК "Амур"

В эти дни на Восточном специалисты проверяют оборудование. Ежегодное техническое обслуживание космодрома - важная и неотъемлемая часть жизни космодрома. За работой специалистов наблюдала наша съемочная группа.

В эти дни на Восточном специалисты проверяют оборудование. Ежегодное техническое обслуживание космодрома — важная и неотъемлемая часть жизни космодрома. За работой специалистов наблюдала наша съемочная группа.

На космическом производстве даже гайка имеет вселенскую значимость. Не говоря уж про комплекс соединений. Потому инженеры тщательно проверяют каждый механизм сложных и уникальных систем космодрома. "Данный агрегат предназначен для транспортировки составных частей ракеты-носителя, а также космических аппаратов, космической головной части, разгонных блоков, блоков выведения между МИКами", — рассказывает ведущий инженер технического комплекса филиала ФГУП "ЦЭНКИ" — КЦ "Восточный" Николай Кондратьев.

МИК — это монтажно-испытательный корпус. Но сейчас здесь тестируют не космические аппараты, а штатное оборудование. Например, на этом стенде обычно собирают головную часть ракеты. Сейчас вместо нее установили тяжелый металлический грузомакет, который кантуют в разные стороны, чтобы убедиться в надежности системы. "Здесь только около 8 тонн нагружено. Всего нагружается 25 тонн. 22 — это его номинальная. Мы нагружаем с запасом, дабы проверить все конструктивные элементы стенда. Здесь 860 килограммов масла, мы его будем менять в данное ТО", — рассказывает инженер технического комплекса филиала ФГУП "ЦЭНКИ" — КЦ "Восточный" Владимир Шевелев.

Сейчас все работы на космодроме направлены исключительно на техническое обслуживание оборудования. Для этого потребуется около месяца. Вместе с сотрудниками Восточного работают специалисты РКЦ "Прогресс" и НПО имени Лавочкина. "Систем много здесь, в том числе на локально-чистовой зоне. Это место предназначено для подготовки космических аппаратов. То есть данная система может выдавать свои параметры температуры, влажности и чистоты воздуха, отличные от зала, где мы с вами сейчас находимся. Ну и таких систем 91", — говорит начальник технического комплекса филиала ФГУП "ЦЭНКИ" — КЦ "Восточный" Константин Насуленко.

И это только в техническом комплексе космодрома. Работы идут и на стартовой площадке. Это блок заправочной станции. Резервуары могут хранить порядка 300 тонн керосина и нафтила. Сейчас обследуют агрегат фильтрации топлива. Он играет ключевую роль в заправке ракеты, удаляя лишнюю примесь из горючего. "Обезвоживаем, так как в любом горючем есть определенная доля воды. Керосин замерзнет. То есть, если быть точным, вода кристаллизуется, и двигатель просто может отказать", — поясняет старший специалист отдела эксплуатации заправочного оборудования стартового комплекса филиала ФГУП "ЦЭНКИ" — КЦ "Восточный" Руслан Мельников.

Такое комплексное техническое обслуживание на Восточном проводят уже третий год. За это время здесь совершили три запуска ракет "Союз". В подготовке каждого задействовано свыше полутора сотен рабочих систем. Их годовое обслуживание на Восточном завершат в июле. А уже осенью часть проверенного оборудования применят для сбора ракет-носителей. Два "Союза" уже доставлены на космодром. Запуски намечены на декабрь.