Еженедельная программа "Вести.net", 25 июля

Вести.Ru публикуют текст еженедельной программы "Вести.net". Выпуск за 25 июля 2009 года. Хиты недели – лунная тема, прощание с реставратором Савелием Ямщиковым и YouTube в борьбе с уличной преступностью.

Всем привет, это программа Вести.net, вернувшаяся из краткосрочного отпуска. Что, конечно, совсем не повод возвращаться в душную студию! Тем более что нам пора отправляться по направлению к Луне.

Вся прошедшая неделя в Интернете была в значительной степени посвящена лунной теме. Сорокалетие высадки человека на Луне не оставило равнодушными обитателей Сети и на неделе текущей.

Тем более что NASA в честь годовщины полета "Аполлона-11" решила устроить своеобразный радиоспектакль и выложила на своем сайте архивные записи переговоров космонавтов с Землей. Трансляция началась 16 июля – в день, когда "Аполлон" покинул Землю. Последние же записи приурочены к окончанию достопамятной миссии – 24 июля.

В числе других подарков, подготовленных аэрокосмическим агентством, – недавние съемки естественного спутника Земли, а также подробные карты его поверхности, выполненные совместно с Google.

Не обошел своим вниманием сорокалетие высадки на Луну и сам интернет-гигант, выпустив обновление своей картографической программы Google Earth. Теперь ее пользователям доступны подробные карты не только самой Земли, звездного неба и Марса, но и лунной поверхности. Причем, как плоские, так и трехмерные.

В обновленной Google Earth теперь так же можно ознакомиться со следами человека на Луне – местами посадки всех космических аппаратов, а также увидеть их трехмерные модели, включая шедевры советской космической индустрии – луноходы.

Конечно, значительная часть нововведений касается миссии "Аполлона-11". Пользователи могут проследить все этапы полета корабля, прослушать переговоры экипажа, а также просмотреть панорамные снимки, составленные из фото, сделанных во время высадки. Также можно узнать подробности и последующих экспедиций, последняя из которых, предпринятая на корабле "Аполлон-17", была совершена в 1972 году.

"Черное небо и прекрасная Земля, висящая над краем лунной долины, – картина, которая останется со мной навсегда. Теперь я приглашаю всех посетить Луну, так же, как и я", – говорит член экипажа "Аполлона-17" Харрисон Шмидт.

Тем же, кто хочет полностью погрузиться в события июля 1969 года, стоит зайти на сайт совместного проекта фонда Джона Кеннеди и компании AOL.

Проект WeChooseTheMoon – это анимационная реконструкция полета "Аполлона-11", разбитая на 11 частей. Начиная со старта корабля и отделения от него первых ступеней и заканчивая выходом на лунную орбиту и приземления, вернее, прилунения, спускаемого аппарата.

Я видел несколько телесюжетов на лунную тему, но не они доминировали в выпусках новостей, исследуя которые, мы определяем информационный фон уходящей недели. Вот пять главных сюжетов информационных программ:

Последнюю строчку занимает самое продолжительное в этом веке полное лунное затмение.

На четвертой позиции – ураганы и наводнения, случившиеся в ряде российских регионов.

Обрушение астраханского общежития занимает третье место.

Далее – кончина известного реставратора Савелия Ямщикова.

Ну а больше всего в теленовостях говорили об аварии в Новосибирске, где перевернулся рейсовый автобус.

Сравним с рейтингом новостей, которые вызвали наибольший всплеск интереса пользователей интернета. Эта статистика предоставлена нам компанией "Яндекс".

На пятом месте – переход в "Зенит" белорусского нападающего команды "Томь" Сергея Корниленко.

Строчкой выше – крушение вертолета Ми-8 под Волгоградом.

На третьем месте – арест Алексея Пукача, главного подозреваемого в убийстве украинского журналиста Георгия Гонгадзе.

Огромный интерес вызвало высказывание президента Дмитрия Медведева, который считает, что депутат и гимнастка Светлана Хоркина могла бы возглавить один из российских регионов.

Ну а самый большой всплеск запросов пользователей пришелся на сообщение о кончине Савелия Ямщикова. Это первое и единственное совпадение с телевизионным рейтингом.

На уходящей неделе, похоже, наметился новый поворот в сюжете с компанией РБК, испытывающей серьезные проблемы из-за громадных долгов. Пользователи пытаются понять, как это может повлиять на известные и популярные интернет-проекты, которыми владеет РБК.

Одна из основных новостей, как офлайновых, так и онлайновых СМИ – покупка "ОНЭКСИМом" половины акций холдинга РБК за 80 миллионов долларов.

И пока финансовые аналитики делают прогнозы относительно того, сможет ли подконтрольная Михаилу Прохорову группа решить проблемы РБК и расплатиться с многомиллионными долгами холдинга, сетевая общественность озабочена совсем другим.

Ведь РБК – один из крупнейших игроков российского Интернета. Холдинг контролирует такие новостные ресурсы, как cnews.ru и autonews.ru, видеохостинг smotri.com, популярный проект fishki.net и не менее популярный интернет-пейджер – QIP, а так же портал rbc.ru.

Пока неизвестно, как распорядится всеми этими сетевыми активами новый совладелец. Однако не стоит исключать, что часть из них может быть продана или подвергнута реструктуризации.

Впрочем, как оказалось, шум по поводу покупки оказался преждевременным. Как сообщили "Вестям.net" в пресс-службе "ОНЭКСИМа", пока что сделано только инвестиционное предложение акционерам компании, которое еще должно быть утверждено.

Если близкие отношения между "Онэксимом" и РБК только начинаются, то у Microsoft и Yahoo уже довольно богатая история.

В мыльной опере о взаимоотношениях компаний Microsoft и Yahoo! стартовал новый сезон. Слух о том, что интернет-гиганты близки к заключению сделки, стал самым обсуждаемым на этой неделе.

Интересно, что 18 месяцев назад, когда "сериал" начинался, компания Yahoo! расценила первое предложение от Microsoft о покупке компании за 47 миллиардов долларов недостойным. Отвергли в компании и второе предложение о покупке только поисковика Yahoo! за 20 миллиардов.

Сегодня же речь идет о продаже поискового сервиса всего за 3 миллиарда долларов. Данные пока не подтверждены официально. Но, несмотря на то, что в обеих компаниях отказываются от комментариев, сетевые аналитики уверены, что партнерское соглашение между Yahoo! и Microsoft неизбежно.

"Это единственное, что они могут сделать, чтобы справиться с доминированием Google. По отдельности они воевали друг с другом. А вместе они смогут предложить крупным рекламодателям реальную альтернативу услугам Google", – уверен Джек Нил, управляющий инвестиционного фонда Robeco.

Доля Google на рынке интернет-поиска, согласно данным исследовательской компании ComScore Inc., в июне составляла 65%. Yahoo! занимает вторую позицию с долей в 19,6%, в то время как Microsoft всего лишь третью (8,4%).

Интересно, что после сообщения о возможном сотрудничестве с Microsoft акции Yahoo! выросли в цене на 65 центов.

Главный скандал недели – утечка документации одного из самых популярных сервисов, микроблоггинговой платформы Twitter. Слава богу, попала в руки к порядочным людям.

"Твиттергейт" – именно так уже нарекли разразившийся скандал, вызванный утечкой в Интернет корпоративных документов Twitter.

В конце прошлой недели в распоряжении редакций популярного блога Techcrunch оказался архив, содержащий 310 документов различной важности, касающихся деятельности популярного сервиса микроблоггинга. В их числе — планы по монетизации его многомиллионной аудитории, включая прогнозы прибыли на ближайшие годы, а так же договоренности о взаимодействии с такими гигантами, как Google и Microsoft.

Из документов также следует, что Twitter планирует запустить собственное ТВ-шоу и активно использовать рекламу. Были в "утечке" и более конфиденциальные данные: банковские реквизиты сотрудников компании и номера их кредитных карт.

Столь ценную информацию удалось раздобыть некому 20-летнему французскому хакеру, скрывающихся под ником Hacker Croll. Именно от этого имени Techcrunch и получили письмо с документами.

Основатель блога, сетевой авторитет Майкл Арингтон, сразу заметил, что из соображений журналисткой этики предавать огласке все из более чем 300 документов не будет. Основатели же Twitter, в свою очередь, подтвердили сам факт утечки, уточнив, правда, что большинство документов уже устарели и потому не представляют интереса.

Однако, особого внимания заслуживает даже не сам факт пропажи, а то, как она произошла. Все оказалось до банальности просто.

Собрав целую базу электронных адресов сотрудников Twitter и воспользовавшись доступной в Интернете информацией о них, Hacker Croll смог получить доступ к одному из них, ответив на секретный вопрос, задаваемый в том случае, если пользователь забыл пароль и желает его сменить.

Далее по цепочке (сотрудница использовала один и тот же пароль) Croll смог добраться и до корпоративных данных компании. Twitter — компания новой формации, весь документооборот которой хранится в Сети. Именно поэтому хакеру удалось получить доступ к бизнес-планам, а также финансовой информации отдельных сотрудников.

Основатели Twitter обсуждают со своими юристами, сможет ли утечка негативным образом повлиять на деятельность компании, и кого стоит привлечь к ответственности.

Сетевая же общественность озаботилась совсем другим, а именно: создать защиту против человеческой халатности (сотрудница Twitter использовала один и тот же пароль на всех интернет-сервисах), а также человеческой же настойчивости (Croll пришлось вручную переработать большой объем информации) пока не удалось.

Вы заметили, мы только что вновь, в который уже раз рассказали про Twitter. Причем совершенно бесплатно. Более того, это не последний сюжет, где фигурирует эта не только модная, но и, как выясняется, полезная штучка.

Велогонка "Тур де Франс" только близится к завершению, но, похоже, что настоящий победитель самой престижной веломногодневки уже известен. Это Chalkbot, или по-русски – Мелобот. Эта технология – воплощение благотворительной акции в помощь людям, больным раком.

Машина Мелобота немного опережает спортсменов и расписывает короткими сообщениями из интернета трассу перед ними – на городских улицах, проселочных дорогах и шоссе. В посланиях в основном слова поддержки велосипедистам и тем, кого поразила болезнь. Организаторы уже опубликовали на асфальте более ста тысяч сообщений. И это не предел. Ведь короткие послания можно отправить и с помощью микроблогингового сервиса "Твиттер".

Кстати, эта акция – еще один пример того, насколько удобен "Твиттер" для пиар-кампаний, за что его так любят СМИ. Крупнейшие мировые издания и телеканалы совершенно бесплатно рассказывают об этом ресурсе каждый день. Аналитики даже подсчитали, в какую сумму можно оценить эти публикации, исходя из стандартной цены рекламного показа. Сумма получилась астрономическая: 48 миллионов долларов только за июнь 2009 года, и только в крупнейших американских СМИ!

Для сравнения, пиар-эффект нового поисковика от "Майкрософт" Bing составил всего 573 тысячи долларов. При этом его бесплатно показывали по телевизору в четыре раза реже, чем "Твиттер". Интересно, что и слово Twitter звучит в СМИ гораздо чаще, чем Google. А ведь название интернет-поисковика давно стало нарицательным, в русском языке даже появился глагол "погуглить".

Справедливости ради отмечу, что слово "твиттерить" хоть пока и не включено в словари, уже твердо вошло в обиход продвинутых российских интернетчиков, среди которых и шеф-редактор нашей программы.

- Паша, ты что там делаешь?

- Твиттерю потихоньку.

- Ну и про меня натвиттери что-нибудь.

Еще один, не меньший, чем наш шеф-редактор, поклонник Twitter – британский шоумен и комик Стивен Фрай стал героем флэш-игры. Но не из-за своей увлеченности микроблоггингом, а, можно сказать, из-за гражданской позиции. На днях он поддержал файлообменные сети, подвергающиеся давлению со стороны правообладателей и властей ряда стран. Фрай признался, что и сам грешен, бывало, нет-нет да и скачает с торрентов пару эпизодов "Доктора Хауса", где играет его приятель Хью Лори. По сюжету игры, нужно помогать Стивену Фраю путешествовать по Лондону в черном такси и скачивать свежие серии "Доктора Хауза" из торрентов.

Сюжет этот рискует со временем стать фантастическим – файлообменные сети постепенно выходят из тени и становятся легальными и, что самое неприятное для пользователей, платными сервисами.

Файлообменный сервис Kazaa возвращается в качестве легальной сети для скачивания. С такими кричащими заголовками вышли во вторник все онлайн-СМИ. Один из крупнейших сайтов, до недавнего времени собиравший кипы судебных исков от правообладателей, готовится стать "подписным" сервисом доступа к музыкальному контенту.

Ресурс Kazaa был закрыт в 2006 году по решению суда, кроме того на владельцах сервиса все еще лежит штраф в 150 миллионов долларов. Теперь этот сервис будет, по сути, делать то же самое – предоставлять доступ к музыке без каких-либо ограничений, но за фиксированную месячную плату. На те же рельсы становится и всемирный оплот интернет-пиратов шведский сервис Pirate Bay. Правда, новый владелец ресурса обещает, что для большинства пользователей "Пиратская бухта" все равно останется бесплатной.

Не пугает новых владельцев печальный опыт файлообменного сервиса Napster. События вокруг него развивались по такому же сценарию. Napster был запущен в обновленном варианте в 2008 году в качестве музыкального онлайн-продавца, но популярности на этой почве компания так и не обрела. И в итоге Napster обанкротился и закрылся.

Тем не менее, обновленный сервис Kazaa будет запущен уже на этой неделе. За безлимитный доступ к музыке компания-оператор просит всего 20 долларов в месяц. А реинкарнация Pirate Bay в легальном образе намечена на август.

Часто приходится слышать, мол, чем бороться с файлообменнниками, лучше бы боролись с реальными преступниками! В Великобритании, между прочим, так и делают, используя творческий подход и, конечно же, интернет-технологии.

Лондонская полиция решила использовать YouTube для борьбы с уличной преступностью. И запустила интерактивную социальную рекламу. Она состоит из нескольких роликов, связанных между собой в цепочки, и предлагает аудитории самостоятельно выбирать дальнейшие действия героя, глазами которого зритель смотрит на происходящее.

Пользователь вовлекается в эту игру с первым роликом, в конце которого нужно сделать первый выбор: взять или не взять кухонный нож с собой на улицу. И это не единственный раз, когда придется решать в пользу оружия или против него. Каждый раз отвечая "да" или "нет", посетитель дает ход разным сюжетным линиям. Правильный выбор – отказ от оружия – приводит героя к счастливому финалу: на вечеринку к друзьям. Вариант с использованием ножа всегда заканчивается плохо – персонаж попадает в тюрьму.

Рекламная кампания проходит под слоганом "Выбери другое окончание". И лондонская полиция делает большие ставки на такой формат социальной рекламы и, возможно, не ошибается. За полторы недели у роликов больше 50 тысяч просмотров. Такой активный интерес вызван и тематикой соцрекламы, и необычностью ее формы.

Возможность вставлять активные гиперссылки прямо в видеоролики YouTube появилась менее года назад и до сих пор и пользователи, и рекламодатели пользуются ею не слишком активно. Самым, пожалуй, ярким достижением на этом поле была интернет-премьера песни Игги Поппа "Король собак". Крестный отец альтернативного рока предложил пользователям выбрать героя видеоклипа: байкера, бизнесмена или бездельника. В зависимости от выбора пользователь смотрит разные версии видео на песню Игги Поппа о том, как каждый из королей прожигает свою жизнь. Король помоек воюет с консервными банками. Офисный клерк снимает агрессию в метро. А байкер наслаждается нарушениями общественного порядка.

Ну а в России могут запретить Skype. Во всяком случае, такая инициатива уже прозвучала от лица крупного бизнеса. Коммуникационного, разумеется.

Skype и вся IP-телефония может оказаться в России вне закона. Такова основная новость, которую обсуждают пользователи Сети, давно привыкшие бесплатно или за скромную плату звонить через Интернет.

Причина озабоченности – заседание Российского союза промышленников и предпринимателей, на котором обсуждалась легитимность работы IP-телефонии.

Больше всего досталось Skype – программе, позволяющей совершать бесплатные интернет-звонки между пользователями сервиса. Именно бесплатность стала камнем преткновения для участников заседания, и в первую очередь для сотовых операторов, которые видят в увеличении популярности Skype угрозу для собственного дела.

На первый взгляд, опасения не беспочвенны. Согласно недавнему отчету компании TeleGeography, Skype был признан крупнейшим оператором международной связи в мире. Ведь его пользователи в прошлом году наговорили 33 миллиарда минут, что превышает показатели 2007 года на 40%.

"Средняя стоимость минуты международного трафика у сотового оператора – 3,11 доллара. При этом стоимость этой же минуты в Skype – 0,1 доллара, то есть 10 центов. Разница в сотни раз", – заявил Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group.

Правда, прямой конкуренции Skype с традиционной и сотовой связью нет. Большая часть разговоров приходится на бесплатные звонки с компьютера на компьютер. Понимают это и сами сотовики. Как сообщили в пресс-службе одного из операторов "большой тройки", они рассматривают Skype и IP-телефонию как технологию, которой пользуется небольшое число россиян. Но это пока.

По разным оценкам, к 2012 году на долю интернет-телефонии будет приходиться от 10 до 40% всего голосового трафика. Именно с этим прогнозом, по-видимому, и связана попытка изменить сложившийся рынок IP-телефонии.

Вариантов развития событий несколько. Один из самых жестких – запрет на использование Skype в России. Однако даже если это случится, люди все равно будут пользоваться этой программой.

"Люди уйдут в подполье, как это обычно и бывает. Будут пользоваться какими-то приложениями, которые будут идти в обход. Все равно интернет-трафик не запретишь. Надо на вещи смотреть реально", – считает представитель SIPNET Сергей Кусов.

К Skype есть еще одна претензия – очень сложный алгоритм шифрования звука, делающий невозможным прослушивание разговоров между абонентами. На это жаловались спецслужбы многих европейских стран. Впрочем, и это специалисты считают заблуждением.

"На самом деле Skype прослушивается. Достаточно давно прослушивается, и прослушивают его спецслужбы. Это один из современных мифов", – объяснил Сергей Кусов.

Теперь о тех людях, которые привелекли наибольшее внимание пользователей Интернета. Статистика, предоставленная нам компанией Google, отражает всплеск пользовательского интереса к следующим персонам:

Пятое место – режиссер Татьяна Лиознова. Автор знаменитых "Трех тополей на Плющихе" и "Семнадцати мгновений весны" отметила юбилей.

Строчкой выше – вице-премьер России Сергей Иванов, который предложил резко повысить пошлины на импорт GPS-навигаторов, чтобы поддержать отечественную систему ГЛОНАСС.

Тройку замыкает главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Он заявил, что мог бы запретить выезд за границу из-за эпидемии гриппа H1N1, но пока лишь ограничился призывом отдыхать на родине.

Еще выше – певец Иосиф Кобзон, который перенес операцию и идет на поправку.

Самый большой всплеск интереса – к Бритни Спирс, давшей концерт в Москве. И это несмотря на то, что аншлага в "Олимпийском" не было.

Через неделю мы встречаемся снова в программе Вести.net, а пока можно побродить по сайтам, которые я отобрал для вас на странице моей радиопередачи на сайте plushev.com. Всем пока!