Беспилотный парусник впервые пересёк Атлантический океан

Так выглядит беспилотный парусник, преодолевший Северную Атлантику.

Так выглядит беспилотный парусник, преодолевший Северную Атлантику.
Фото Offshore Sensing AS.

Крошечное судно без единого человека на борту выдержало путешествие по одному из самых сложных для судоходства районов Мирового океана и благополучно прибыло в пункт назначения.

Беспилотное парусное судно впервые пересекло Атлантику, сообщает агентство Associated Press.

Речь идёт о паруснике SB Met, построенном норвежской компанией Offshore Sensing AS. По предварительным данным, оно достигло берегов Ирландии 26 августа 2018 года, через два с половиной месяца после старта с острова Ньюфаундленд в Канаде.

Транспортное средство участвовало в соревновании Microtransat Challenge. Согласно правилам конкурса, беспилотный парусник размером не более 2,4 метра должен пройти дистанцию между Ирландией и Канадой, либо между Южной Европой и Карибским морем. В пути суда регулярно отчитывались о своём местоположении.

Этот конкурс проводится с 2010 года, но до сих пор ни одному аппарату не удалось прийти к финишу. Парусники сбивались с курса, натыкались на рыболовные сети или попадали в иные неприятности. Иногда миниатюрные суда (к примеру, SB Met весит всего 60 килограммов) перехватывались любопытными моряками.

До этого дня единственным беспилотным плавательным средством, успешно совершившим трансатлантический рейс, была подводная лодка, совершившая вояж в 2009 году.

Отметим, что SB Met победила в классе беспилотных, но дистанционно управляемых транспортных средств. То есть операторы могли время от времени вводить команды на коррекцию курса, хотя и не "вели" аппарат непрерывно. Конкурс имеет ещё и номинацию для полностью автономных устройств, которыми всё путешествие управляет искусственный интеллект. Но эта награда ещё ждёт своего электронного героя.

Примечательно, что Северная Атлантика с её айсбергами, неприветливой погодой и другими опасностями считается одним из самых сложных для судоходства регионов. То есть устройство доказало, что оно может свершать практически любые морские экспедиции.

Потенциал парусников такого рода не стоит недооценивать, отмечают авторы разработки. Например, они практически не уступают в быстроходности современным серийным теплоходам. Морские транспортные суда имеют крейсерскую скорость 15–20 узлов (28–37 километров в час), а это скорость клипера при хорошем ветре.

Разумеется, теплоход меньше зависит от капризов ветра, поэтому может совершать регулярные рейсы. Но особая пунктуальность таким аппаратам и не нужна, если у судна исследовательские, а не транспортные задачи. Зато парусник не нуждается в топливе и не загрязняет окружающую среду продуктами его сгорания.

Беспилотное транспортное судно можно оснастить приборами для измерения состава воды и воздуха, метеорологической аппаратурой, эхолотами и так далее. Примечательно, что стоимость SB Met составляет около 150 тысяч евро. На эти деньги можно арендовать обычное исследовательское судно… на несколько дней.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, как роботы установили рекорд дальности передвижения по океану и обновили его. Также мы рассказывали о роботах-глайдерах, беспилотнике, испытанном в Антарктике, и перспективных модульных роботах. Говорили мы и о подводных беспилотниках, способных "пить" морскую воду, и роях роботов-лодок.