Расчеты климатологов ТГУ помогут лучше обслуживать дороги Томской области


ГТРК "Томск"

Ученые кафедры метеорологии и климатологии ГГФ ТГУ выполняют оценку климатических условий развития транспортной системы региона. Результаты позволят оптимизировать работу судоходства, малой авиации и дорожной сети, обеспечить их круглогодичное функционирование и снизить уровень аварийности.

Ученые кафедры метеорологии и климатологии ГГФ ТГУ выполняют оценку климатических условий развития транспортной системы региона. Полученные результаты позволят оптимизировать работу судоходства, малой авиации и дорожной сети, обеспечить их круглогодичное функционирование и снизить уровень аварийности, связанный с неблагоприятными погодными условиями.

"Интенсивное освоение и эксплуатация природных ресурсов Западной Сибири (нефть, газ, лес), дорожное и капитальное строительство требует точных и надежных сведений о текущем и будущем климате области, – говорит заведующая кафедрой метеорологии и климатологии ГГФ ТГУ Валентина Горбатенко. – В этой связи актуальным является мониторинг происходящих изменений климатического режима с точки зрения влияния их на функционирование транспортной сети области".

Ученые проведут комплексный анализ метеорологических данных и рассчитают климатические показатели, влияющие на эксплуатацию транспортной сети и здоровье водителей. Среди параметров, которые оценивают климатологи, одним из наиболее значимых является повторяемость метелей. Снежные заносы, к которым они приводят, затрудняют эксплуатацию дорог, повышают риск аварий.

"Данный параметр необходимо учитывать при планировании снегоочистных мероприятий, – говорит Валентина Горбатенко. – В районах области число дней с метелью существенно различается. Согласно анализу данных за период с 1966 по 2017 год, лидерами по этому показателю являются Каргасокский и Александровский районы. Именно они поставили рекорд не только по среднему количеству, но и по максимуму дней с метелью – в 1979 году в Каргасоксом районе отмечено 102 дня, в 1978 году в Александровском зафиксировано 90 дней. При этом за последние десятилетия климат претерпел серьезные изменения, число метелей уменьшилось практически в три-четыре раза, поскольку изменилась скорость ветра".  

Как отмечает Валентина Горбатенко, с одной стороны условия эксплуатации транспортной сети в регионе становятся более благоприятными, с другой – наметившийся рост температуры воздуха в летний сезон приведет к большему числу дней с экстремально высокими температурами воздуха, что отрицательно скажется на состоянии автомобильных дорог.

Исследования метеорологов позволят не только более эффективно эксплуатировать имеющиеся дороги, но и строить новые магистрали с учетом полученных данных. На этапе проектирования дорожники смогут обойти самые проблемные участки и тем самым в разы снизить необходимость в снегоуборке и объем финансовых затрат на ее проведение.

Добавим, что окончательные результаты расчетов ученые представят в конце 2020 в года.