На воду спущен крупнотоннажный траулер "Баренцево море"


ГТРК "Мурман"

Событие и для отечественной рыбопромышленности, и для судостроения историческое - поскольку и в историю этот проект может войти как первый и последний.

На Выборгском судостроительном заводе спустили на воду крупнотоннажный траулер "Баренцево море". Событие и для отечественной рыбопромышленности, и для судостроения историческое — поскольку и в историю этот проект может войти как первый и последний. Об изношенности — моральной и физической — российского рыбодобывающего флота говорят давно.

Разговоры закончились. Началось дело. Большой праздник и для рыбаков, и для судостроителей. Впервые на отечественной верфи строится такой промысловый гигант. Траулер-процессор "Баренцево море". Новое слово в российском судостроении. Но, возможно, первое и последнее. Большая ложка дёгтя — предстоящие в следующем году аукционы по крабу. Проект реализуется, в том числе, и на "крабовые" деньги.   

Исполнительный директор "Северо-Западного рыбопромышленного консорциума" Сергей Несветов рассказал: "Мы здесь вдвойне в уязвимом положении, потому что мы поверили государству, инвестировали серьёзные деньги. Если нам сейчас придётся ходить на аукционы, покупать те квоты, которые у нас есть сегодня, то мы, естественно, в неравных условиях в сравнении с компаниями, которые не инвестировали и деньги не тратили. У них по определению больше денег, чтобы в аукционах участвовать".

Введение аукционов — начало разрушения "исторического" принципа наделения квотами предприятий. Рыбная отрасль — одна из самых стабильных в стране. Экономическая, социальная составляющие начали возвращать престиж профессии. Но "зуд реформаторства" в федеральных структурах может отбросить рыбохозяйственный комплекс на многие годы назад.  

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов сказал: "Здесь очень важно найти здоровый баланс. Не увлекаться большими решениями — 100% на аукционы или 50%. Надо продолжить обсуждение".

Ранее губернатор Мурманской области направила письмо президенту России, где высказала своё отрицательное мнение по поводу новой волны аукционов в рыбной отрасли. Эту позицию поддерживают все приморские регионы. Последствия могут быть крайне тяжёлыми. Сокращение зарплат и рабочих мест, снижение налоговой базы и рост цен на морепродукты. А о строительстве таких судов, как "Баренцево море", вообще можно будет забыть.

И. о. генерального директора НО "Союз рыбопромышленников Севера" Константин Древетняк говорит: "Во-первых, можно вести высокоэффективно промысел, второе — можно делать хорошую продукцию, и третье — это можно делать безотходно. Это очень важно. То есть использовать по максимуму те ресурсы, которые даёт нам море".

Стоимость одного судна порядка 65 миллионов долларов.  Техническая разработка — собственная. Новое судно — одно из первых в стране, которое строится по программе инвестквот. 65% работ уже выполнены. И если дальше всё пойдёт именно так, как планируют рыбаки и судостроители, то в ближайший год-два современный траулер "Баренцево море" выйдет на просторы Северного бассейна.

Условия задачи, которую решают рыбаки, известны. Насколько и какими усилиями они выполнимы, покажет ближайший промысловый сезон. Когда начнутся первые аукционы и будет конкретно понятно, не станет ли проект "Баренцево море" последним.