Тема:

Финансовый кризис в мире 7 месяцев назад

Мировая экономика нащупала новый вектор

Насколько все эти надежды обоснованны?
Насколько все эти надежды обоснованны?
Европа выходит из рецессии. По крайней мере, начала выходить. Локомотивы Евросоюза – Франция и Германия – заявляют о росте ВВП. Инвесторы-оптимисты делают вывод: мировая экономика, наконец, нащупала дно кризиса и уже оттолкнулась от него, чтобы устремиться вверх.

Европа выходит из рецессии. По крайней мере, начала выходить. Локомотивы Евросоюза – Франция и Германия – заявляют о росте ВВП. Инвесторы-оптимисты делают вывод: мировая экономика, наконец, нащупала дно кризиса и уже оттолкнулась от него, чтобы устремиться вверх. Надежд на лучшее будущее не скрывает даже американский Федрезерв. Насколько все эти надежды обоснованны?

Любая хорошая новость в кризис вдвойне хороша. Узнав, что экономики Франции и Германии больше не падают, европейские экономисты обрадовались. Нельзя сказать, что повсюду, но много где ожили цеха и линии сборки. На химическом производстве Lanxess, к примеру, готовятся увеличить поставки резины.

"После резкого падения числа заказов в последних кварталах теперь мы можем увеличить производство, – говорит глава компании Lanxess Аксель Хайсман. – На азиатских рынках, и особенно в Китае, спрос растет. Нам это выгодно, и объемы поставок по сравнению с первым кварталом мы сможем увеличить".

Дна или худшей точки кризиса не могли дождаться давно, поэтому радуются не только французы и немцы. Это ведь две крупнейшие экономики – и еврозоны, и Евросоюза, так что есть шанс, что за собой они потянут и остальные.

На карте плохих и хороший новостей из Европы красным выделены страны, которые вышли из кризиса, где наметился рост. Кроме Франции и Германии, это еще Швеция и Португалия. В других крупных экономиках спад продолжается, а, в целом, в мире – дела все еще плохи в таких крупных экономиках, как США и Япония.

Рост – в Китае и в Индии. Впрочем, в Китае рост – это вопрос выживания. Для страны с таким населением рост экономики менее, чем на уровне в 6%, может означать социальные потрясения. Так что хорошие новости – пока, действительно, только из Франции и Германии. В подтверждение этому – слова – Бенуа де Бройса – аналитика инвестиционной компании KBL Richelieu: "Хорошие новости можно отнести частично на счет внутреннего потребления, которое оказалось более устойчивым, чем ожидалось, относительно первого квартала. Также ясно, что свою роль сыграли стимулирующие меры".

Старший экономист Немецкого института экономических исследований Кристиан Дрегер добавляет: "Кажется, рецессия кончилась. Сейчас мы видим фазу стабилизации производства, и, возможно, рост в третьем квартале будет даже больше, чем во втором. В целом, я думаю, нас ждет умеренный рост".

Особенно энергично и во Франции, и в Германии власти спасали автопроизводителей. Стимулировалось обновление автопарка, выделялись кредиты, которые должны были стабилизировать положения. Производство автомобилей по своей природе такое, что тянет за собой много других производств – осталось дождаться, когда так и случится.

"Во-первых, хорошо, что спад закончился – это результат сбалансированных мер, принятых центральным банком и правительством, – отмечает член Немецкого совета экспертов по экономике, экономист Петер Бофингер, – но между концом спада и началом роста не стоит ставить знак равенства. Тут я настроен скептически – не думаю, что с учетом ситуации в мире, мы увидим немедленный рост".

Еще большие скептики напоминают: нынешние успехи – результат вливания в экономику массы денег, по сути, занятых у будущих поколений. В той же Германии, к примеру, созданы так называемые "плохие" банки, на балансе которых сосредоточены обесцененные активы.

Проблему, таким образом, отложили в "долгий ящик" до лучших времен, а когда они наступят, точно никто не знает. Страны, которые в сытые годы до кризиса не накопили резервов, обречены волноваться, что рост будет хрупким – под мрачные шутки экономистов о том, что свет в конце тоннеля вполне может оказаться фарой встречного поезда.