Вертолеты – визитная карточка России

Российские вертолеты летают в 80 странах мира и давно уже стали своего рода авиационной визитной карточкой нашей страны. На любом авиасалоне к винтокрылым машинам всегда повышенное внимание. Не станет исключением и грядущий авиасалон МАКС-2009.

Российские вертолеты летают в 80 странах мира и давно уже стали своего рода авиационной визитной карточкой нашей страны. На любом авиасалоне к винтокрылым машинам всегда повышенное внимание. Не станет исключением и грядущий авиасалон МАКС-2009.

Заход на цель, минимально низкая высота, уход в "горку" – почти вертикально. Летчики-испытатели КБ имени Миля, как здесь говорят, "слетываются" перед авиасалоном МАКС. И не захочешь, а придется показать все, на что способны и машина, и летчик. "На МАКСе боевое применение, конечно, не покажешь. Поэтому будет "кордебалет", будут "выкрутасы" в исполнении летчиков-испытателей. Хотя, в принципе, в бою летчику нужны не "выкрутасы", а точное применение оружия", – поясняет Владимир Кутанин, летчик-испытатель ОАО "Московский вертолетный завод имени Миля".

Ми-28 с индексом "Н", то есть "ночной", как раз для этого. Шестнадцать управляемых ракет. Пушка, проверенная боями, ее давно ставят на БМП. Солидная броня, вплоть до остекления кабины. "Я завидую нашим летчикам, которые будут летать на Ми-28. По крайней мере, от противодействия противника они защищены лучше, чем летчики "Апача". На "Апаче" количество брони гораздо меньше, только кресло", – оценивает новую машину Кутанин.

За эти годы Владимир Кутанин поднял в воздух не один вертолет марки "Ми". Когда-то на Ми-28 делал даже "мертвую петлю", причем именно на МАКСе. В этот раз летать будет, как говорят, с запасом, без риска. После авиашоу этот вертолет отправят в армейскую авиацию. Ми-28Н уже поступают в наши войска. "Ми-28 стал основным боевым вертолетом для поддержки сухопутных войск, а Ка-52 был переориентирован на машину целеуказания специального назначения", – объясняет тонкости использования боевой авиатехники Андрей Шибитов, генеральный директор ОАО "Вертолеты России".

Ка-52 – "Аллигатор" – вместе с другими вертолетами и наземными силами должен незаметно вести разведку и лазером обозначать цели. Он может вести одновременно 6 целей и, при необходимости, уничтожить их. На вооружении Ка-52 самая дальнобойная противотанковая ракета – "Вихрь". Вертолет поражает цели с расстояния до 15 километров, не заходя в зону действия противника.

Это не "Робинсон" или "Сикорский". Это тоже наш вертолет Ми. Причем разработанный еще в Советском Союзе. Ми-34 дали вторую жизнь. Его создавали как спортивный вертолет для ДОСААФ, теперь переводят на коммерческие рельсы. Потенциал у вертолета огромный. "Мы глубоко "перетрясли" эту машину, и "перетрясли", скажем так, идеологически. У нас появляется вариант с французским газотурбинным двигателем, очень распространенным, надежным, с весьма достойными технико-экономическими параметрами. И все это придает машине новый статус, новую жизнь", – рассказывает Андрей Шибитов.

Ми-34 в новом облике станет центром экспозиции "Вертолетов России" на МАКСе. Однако не все новое – хорошо забытое старое. В недрах КБ кипит работа над перспективным, скоростным вертолетом. Скорость – 450 километров в час, без шума и вибрации. Комфорт обещают на уровне деловых самолетов класса "люкс". "И в то же время этот вертолет обходиться без аэродромов, без взлетно-посадочных полос. Может использовать небольшие вертолетные площадки, а при необходимости, обходиться даже без них", – описывает возможности машины глава ОАО "Вертолеты России".

Будет это вертолет марки "Камов" или "Миль", решит конкурс. Пока это в будущем. Сегодня же готовые машины проверяют и готовят к перелету в Жуковский. В первый день работы авиасалона зрители увидят в воздухе четверку и одиночный пилотаж Ми-28, групповой проход Ми-17, Ми-34, Ка-226, и, конечно же, пилотаж "Аллигатора" – Ка-52.