Сотрудники кировского оборонного завода питаются одним хлебом

В Кировской области треть населения города Вятские поляны осталась без работы. Градообразующее предприятие оборонный завод "Молот" опустел ещё в начале года. В его цехах выпускали оружие, но из-за кризиса производство осталось без заказов.

В Кировской области треть населения города Вятские поляны осталась без работы. Градообразующее предприятие оборонный завод "Молот" опустел ещё в начале года. В его цехах выпускали оружие, но из-за кризиса производство осталось без заказов.

Мясные и колбасные полки практически не опустошаются, зато черный хлеб к концу дня разбирают раза в два быстрее, чем раньше. Так сейчас во всех магазинах Вятских полян. Покупатели к прилавкам приходят как на экскурсию, так как купить ничего не могут.

"Выручка упала в два раза, наша фирма работает в ущерб себе", – говорит товаровед магазина Ирина Вязевцева.

Небольшой кусочек земли у Татьяны Халевиной появился несколько лет назад. Ей, как и другим рабочим, предприятие выделило 100 соток под посадки. Уже второе лето этот кусочек земли спасает заводчан от голода.

"Слава богу, еще пенсию бюджетникам дают. Никогда не думала, что под старость лет полы пойду мыть", – говорит Татьяна Халевина, мастер завода "Молот".

Проходная "Молота" пустует, как и сам завод. С начала года предприятие работало в общей сложности месяц. Кризис на заводе начался задолго до мирового – резко упал спрос на продукцию. Основным заказчиком традиционно была армия. Треть населения Вятских полян собирала в цехах пулеметы "Калашникова", противотанковые гранатометы. Но оборонные заказы уменьшились, рынки сбыта за границей найти не удалось. Лебёдки, канистры и другие товары народного потребления, по словам самих сотрудников, дешевле купить, чем произвести. После первых задержек зарплаты многие начали уходить в поисках лучшей доли. Примерно тысяча сотрудников покинула завод. Сейчас из почти пятитысячного коллектива работает только оперативная и служба охраны. Открыть цеха поможет лишь очередной кредит в 300-400 миллионов. Но давать такие деньги миллиардному должнику никто не спешит.

"Другого предприятия у нас здесь нет, работу найти негде. Я уж не знаю, каким способом выживают работники нашего предприятия. Были общественные работы, но ими заняты немногие", – говорит Татьяна Жигалова, зампредседателя профкома ОАО "Молот".

Чтобы не пустить сотрудников по миру, завод нанял их на полставки убирать территорию. Затраты предприятию компенсировались деньгами областной программы по ликвидации безработицы. Пару раз заводчанам в счет зарплаты выдали продовольственный паек на 600 рублей. А в начале лета полученной из бюджета субсидией в 400 миллионов закрыли долги по зарплате за прошлый год. Неизвестно, когда цеха снова откроются. Сегодня город может трудоустроить всего 500 человек.

"На сегодняшний день у нас работают 52 человека в муниципальном предприятии по благоустройству", – говорит Андрей Ложкин, директор МАУ ЖКХ "УЖКХ Вятские поляны".

Руководство завода каждую неделю по несколько раз встречается с областными властями и своими акционерами. В городе их не застать. До сих пор судьба "Молота" в черновых проектных набросках. Среди них – новая линия производства спортивного и охотничьего ружья, наработки по производству газовых агрегатов.

Каждый день со своего 12-го этажа Татьяна Халевина наблюдает, как над ее родным предприятием сгущаются тучи. По поводу квартплаты пока можно не думать: завод работает по взаимозачету с местными коммунальщиками. Только услуг становится все меньше. Горячей воды нет уже несколько недель. Заводская котельная не работает, баня на замке.

"Городская баня стоит 60 рублей за одно посещение", – говорит Татьяна Халевина.

Две комнаты из четырех в ее квартире сейчас снимают студенты. Наскоро прибрав их жилплощадь, Татьяна спешит приготовить обед из выращенных ею же овощей, а потом побежит мыть полы в местный Дом культуры.