Экскурсия в МАИ: от лунного корабля до скафандра инопланетян

Возможность увидеть советские космические аппараты и даже побывать внутри уникальных лунных модулей и настоящих ракет представилась всем, кто посетил экскурсию в аэрокосмическую лабораторию Московского авиационного института (МАИ

Возможность увидеть советские космические аппараты и даже побывать внутри уникальных лунных модулей и настоящих ракет представилась всем, кто посетил экскурсию в аэрокосмическую лабораторию Московского авиационного института (МАИ). Режимный объект впервые открыл свои двери для всех желающих. До этого, лаборатория была доступна только лишь студентам вуза.

Аэрокосмическая лаборатория МАИ впервые открывает двери для всех желающих, но статус секретности объект, конечно, не утратил, поэтому проход на территорию – с ограничениями: по предварительной договоренности и строго по спискам. Мобильный телефон на входе придется сдать. Это, конечно, всего лишь формальность, но она очень дисциплинирует посетителей. А еще охрана и четкие указания: сюда не ходить, туда не смотреть.

Но вот экскурсия начинается, и выясняется, что космический аппарат "Марс-96" можно даже руками потрогать. А хит выставки – лунный корабль, который никогда не летал на Луну. В Советском Союзе программа пилотируемых полетов к спутнику Земли была засекречена, а позже, когда первыми прилунились американцы, и вовсе закрыта, хотя наша техника к путешествию на Луну была готова. Заведующий лабораторией космонавтики им. академика В.П. Мишина Виктор Яроцкий поясняет особенности функционирования сложной техники: "Если бы даже отказал центральный двигатель, то аппарат мог бы стартовать с Луны за счет боковых двигателей". И снова о Луне говорили уже на лекции. Космонавт Михаил Тюрин на вопрос о том, а были ли там американцы, сказал, что точно были.

Еще всех интересовали будни орбитальной станции. Как в невесомости спят? А спят в спальных мешках в вертикальном положении. Что и как едят? Михаил Тюрин охотно рассказывал: "Горячую водичку к сухому борщику добавляют, чтобы он превратился в жидкий. А он остывает. Чтобы не остывал, его кладут в унтята – теплую обувь. И вокруг обеденного стола висят привязанные меховые сапоги". Как заметил космонавт, отвечая на вопросы, многие из них были совсем не дилетантскими, – заметил Тюрин.

Организаторы проекта удивились: "Много у нас желающих найти на Земле свой космос". Несколько месяцев, потраченных на то, чтобы уговорить МАИ открыть закрытые двери, прошли не зря. Автор экскурсионного проекта Станислав Акимов пояснил: "Самая важная наша миссия, которую мы хотим осуществить – это популяризировать космос и вернуть ту эпоху, когда люди зачитывались Булычевым, Стругацкими. Когда каждый второй хотел стать космонавтом".

Декан аэрокосмического факультета Московского авиационного института Олег Алифанов не скрывает удивления: "Мы, откровенно говоря, ожидали, что будет много, но не так много. Когда существенно превысило полтысячи человек записавшихся, это вызывает чувство удовлетворения".

Программа насыщенная – экскурсия плюс лекция, и все расписано по минутам. Но график как-то сбился, когда среди космических кораблей появился... уфолог. Он достал из рюкзака статуэтку, которой якобы пять тысяч лет. Она принадлежала она древнему племени айнов. Айны поклонялись инопланетным гостям и лепили их из глины." Это просто древний космический скафандр, в котором летали и находились не наши предки… А может, и наши предки. Каждому орнаменту и каждому пупырышку, выступу на этой статуэтке соответствует своя конструктивная особенность современных космических скафандров", – рассказывает руководитель Общероссийского научно-исследовательского общественного объединения "Космопоиск" Вадим Чернобров о фигурке.

Пока толпа обступила уфолога, космонавт Михаил Тюрин пробрался к спускаемому аппарату космического корабля "Союз". Он на таком летал, как и положено по инструкции, в позе эмбриона. Но, вспоминает, однажды прямо перед стартом по совету врачей принял таблетку для обезвоживания организма. И в час "икс" у Тюрина ногу свело. "Как раз ракета стартует, ответственный момент, надо кричать "поехали", а тут – губы кусаешь. Ногу свело!", – рассказывает он.

Ради таких вот неизвестных деталей и неопубликованных подробностей, способных заинтересовать даже безразличного к космическим высотам человека, этот проект и затевался. В МАИ, оценив такой интерес к экспонатам и лекторам, решили научно-просветительские вечера время от времени повторять.