Российских полярников эвакуируют с треснувшей льдины

Поход экспедиции "Северный полюс -37" – это сразу и научная, и спасательная операция. Накануне из Мурманска вышел атомоход "Ямал", который должен забрать полярников с дрейфующей станции СП-36 – льдина дала трещину. И высадить на верхушке планеты новую исследовательскую группу.

Поход экспедиции "Северный полюс -37" – это сразу и научная, и спасательная операция. Накануне из Мурманска вышел атомоход "Ямал", который должен забрать полярников с дрейфующей станции СП-36 – льдина дала трещину. И высадить на верхушке планеты новую исследовательскую группу.

У него прочные палубы. Такая особенность ледокола "Ямал" больше всего нравится полярникам. Экспедиция везет на Северный полюс 150 тонн груза. Трюмы полны под завязку: еда, сложное оборудование. Много топлива. Без него на верхушке планеты никуда. Но до команды "отдать концы" и "Прощания славянки" дошло не сразу после погрузки. Бюрократия выпустила из порта на два дня позже плана.

У большого корабля и дело монументальное. Три-четыре дня пути – строго на север, в поисках льдины с полярниками. За пять дней – демонтаж станции СП-36. Потом, через неделю – высадка новой экспедиции.

"Вот Гренландия, сюда пойдем – будем снимать СП-36. Дальше двинемся на восток ,скорее всего, через Северный Полюс. Там высадим СП-37" , – сообщает 3 -й помощник капитана ледокола "Ямал" Олег Дронин.

Это на карте. А на деле научный поход рискует превратиться в спасательную операцию. Полярную станцию могут сковать льды. Ее течением несет к суровым берегам Гренландии. Поэтому даже день задержки играет огромную роль.

"Три дня могли быть критическими. То есть нам повезло, что та ситуация, которая складывается, не привела к тяжелым последствиям. Есть опасность, что льдина будет разрушена. Главное – безопасность людей, которые там работают", – говорит начальник экспедиции Владимир Соколов.

Чтобы полярникам на льдине не пришлось долго ждать – он идет на всех своих атомных парах. Скорость 19 узлов, то есть приблизительно 35 километров в час.

"Поскольку скорость большая – мощности сейчас у нас в районе 50%. Тепловые мощности в районе по 50% на каждый реактор. Мощность увеличивается", – рассказывает Виктор Никитенко, старший механик ледокола "Ямал".

При таком напоре первый лед команда должна увидеть уже через три дня. О том, как продвигается экспедиция, знают и на льдине. Со станцией есть связь. Отплавав год, проведя десятки исследований, например, по изменению климата, полярники, конечно, сильно хотят домой. Чтобы потом, скорее всего, опять вернуться. Чувство ностальгии хорошо знакомо и морякам.

"Проходит два-три месяца – и уже чувствую ностальгию. Когда здесь находишься – ругаешь себя. Когда на берегу – тянет обратно", – говорит старший помощник капитана ледокола Олег Крудышев.