Тема:

Дело о захвате судна Arctic Sea 10 лет назад

Москва попросила НАТО не вмешиваться в освобождение Arctic Sea

Технология нападения пиратов на Arctic Sea: между двумя лодками натянули трос. Они обогнали судно, накинули трос на нос сухогруза и оказались прижатыми к борту
За освобождение сухогруза Arctic Sea с российским экипажем на борту пираты требовали миллион евро
Пиратами оказались латыши, эстонцы и два гражданина России: вооруженные, хорошо подготовленные преступники
Технология нападения пиратов на Arctic Sea: между двумя лодками натянули трос. Они обогнали судно, накинули трос на нос сухогруза и оказались прижатыми к борту
За освобождение сухогруза Arctic Sea с российским экипажем на борту пираты требовали миллион евро
Пиратами оказались латыши, эстонцы и два гражданина России: вооруженные, хорошо подготовленные преступники
Оказывается, сухогруз Arctic Sea все две недели, пока шли его поиски, находился под наблюдением НАТО. Но никаких действий по освобождению судна альянс не предпринимал по просьбе России. Москва сразу заявила, что операцию по освобождения судна берет на себя. Бандитов взяли без единого выстрела.

Стало известно, что сухогруз Arctic Sea все две недели, пока шли его поиски, находился под наблюдением НАТО. Португальская береговая охрана зафиксировала переход судна и через Ла Манш, и через Бискайский залив, но никаких действий по освобождению судна альянс не предпринимал по просьбе России. Эту информацию со ссылкой на источник в НАТО публикует немецкое издание "Зюд Дойче Цайтунг". Москва, как сообщает газета, сразу заявила, что операцию по освобождения судна берет на себя. Альянс с этим спорить не стал, ведь экипаж судна – российский, а как поведут себя пираты при попытке освобождения корабля – неизвестно. Но сторожевик "Ладный" смог справиться с задачей без единого выстрела.

Крошечное государство Кабо Верде – 10 островов в Атлантическом океане – привыкло к гостям. Это обычно туристы, которые приезжают сюда ради серфинга или просто позагорать. Так что появление здесь российского военного корабля, моряки с которого еще и бандитов нейтрализовали, здесь, конечно, стало событием. Пожалуй, здесь давно не видели сразу столько военных.

С пляжей с желтым мелким песком можно увидеть разве что небольшие лодки для дайвинга, а вот сторожевик "Ладный" было видно только из небольшого местного порта. Туда, чтобы встретить пассажиров, которых корабль доставил, отправили небольшое подразделение кабовердинских военных, вооруженное, кстати, российским оружием.

Вначале с борта сторожевика прибыла шлюпка – командир хотел обсудить, как действовать дальше:
- Добрый день. Капитан первого ранга Смоляк Игорь Владимирович.

На берегу его ждал посол России на Островах Зеленого Мыса, военный атташе и представители еще нескольких ведомств. Для поездки на борт сторожевика стали готовить спасательные жилеты, кто-то из офицеров успел сказать: "Все в порядке, экипаж чувствует себя хорошо.

Офицер называет захватчиков Arctic Sea гринписовцами потому, что бандиты использовали быстроходные надувные лодки – такие же, как у активистов-экологов. Впрочем, экологи никогда не захватывают корабли, а в этом случае бандиты, как рассказали военные моряки, все сразу продумали.

Между двумя лодками еще до захвата натянули трос. Сначала они обогнали судно, потом встали от него с разных сторон, накинули трос на выступ в носовой части и оказались прижатыми к борту, при этом сами уже шли со скоростью Arctic Sea. Дальше на палубу забросили кошки, и через несколько секунд захватчики поднялись на борт.

Сейчас все это в прошлом. Сухогруз в безопасности, а кроме российского и Андреевского на борту сторожевика развивается флаг Кабо Верде – потому что корабль в территориальных водах этой страны. О том, как именно Arctic Sea освобождали, военные моряки много не говорят. Известно, что в операции участвовала морская пехота, известно, что не было ни единого выстрела: бандиты сразу же бросили оружие в море, когда с борта "Ладного" приказали остановиться.

"В ходе проведения досмотровой операции сопротивления со стороны членов экипажа и восьми неустановленных лиц не оказывалось, оружие не применялось. 11 членов экипажа и 8 неустановленных лиц, которые не заявлены в судовую роль, доставлены на корабль", – рапортовал капитан 1-го ранга Игорь Смоляк.

Военные моряки собрали у всех документы. Оказалось, не у всех членов экипажа есть паспорта, у кого-то, например, – только диплом. Паспорта всем раздали, а пяти морякам российские дипломаты оформили свидетельства для возвращения на родину. После этого сами моряки рассказали, что им пришлось пережить. "Просыпаюсь оттого, что на мне сидит человек, кто-то переворачивает. Все в черном, в масках. Я попытался отмахнуться, скинуть – перевернули, несколько раз ударили и связали. Так же всех остальных связывали, кого как. Второго механика вызвали из машины на мостик – мол, подойди, надо спросить. Он тоже с крыла зашел, его с боков – так же на палубу – и все. Они говорили, что если будете что-то говорить, то могут пострадать ваши семьи. Типа, у нас тут связи и все такое прочее", – вспоминал электромеханик Владимир Кашин.

Национальность потом, конечно, установили, оказалось – латыши, эстонцы и два гражданина России: вооруженные, хорошо подготовленные преступники. "На мостик они зашли с двух сторон, второго сразу со стула скинули, на полу связали, привели мастера. Мастер как-то успел набрать СМС-ку, случайно у второго висел за шторкой телефон. Отправил в контору СМС-сообщение, что судно захвачено. Те в ответ перезванивают, спрашивают: у вас правда судно захвачено или нет? Ну, капитан под пистолетом, что он будет говорить? – Нет, мы пошутили", – продолжает рассказ Владимир Кашин.

Зато потом бандитам было уже не до шуток – их положили в шлюпки и отвезли на берег. И уже там одного за другим погрузили в автобус. В школьный – другого транспорта в порту в это время не было. Дальше их ждал самолет и прямой рейс до Москвы.