Тема:

Дело о захвате судна Arctic Sea 10 лет назад

Захватившие Arctic Sea не запаслись "легендой" на случай провала

Пираты, захватившие Arctic Sea, представлялись то наркополицейскими, то экологами
Однако названия своей "экологической организации" ни один из них вспомнить не смог
Возвратившийся экипаж сухогруза Arctic Sea сохранил чувство юмора. На вопросы о пиратах моряки отшучивались
Басманный суд Москвы продлил до 18 февраля срок ареста последним двум из восьми фигурантов дела о захвате сухогруза Arctic Sea
Пираты, захватившие Arctic Sea, представлялись то наркополицейскими, то экологами
Однако названия своей "экологической организации" ни один из них вспомнить не смог
Возвратившийся экипаж сухогруза Arctic Sea сохранил чувство юмора. На вопросы о пиратах моряки отшучивались
Басманный суд Москвы продлил до 18 февраля срок ареста последним двум из восьми фигурантов дела о захвате сухогруза Arctic Sea
На освобождении моряков Arctic Sea операция не заканчивалась. Российский экипаж и задержанных пиратов, еще нужно было доставить в Москву. Для этого на остров Сал отправили сразу два военных самолета. Корреспондент "Вестей" стал единственным журналистом, кому удалось лично пообщаться с пиратами.

На освобождении моряков Arctic Sea операция, конечно, не заканчивалась. Российский экипаж, как и задержанных пиратов, еще нужно было доставить в Москву. Для этого с аэродрома Чкаловский на остров Сал отправили сразу два военных самолета. Корреспондент "Вестей" стал единственным журналистом, кому удалось лично пообщаться с пиратами.

Огни острова Сал показались через десять часов после взлета с аэродрома Чкаловский. Пока Ил-76 шел на посадку, бойцы российского спецназа готовились к выполнению задания. Вообще-то этапирование задержанных – не функция спецназа. Но это обычно. Здесь случай особый. Задержанные крайне опасны. Не исключено, что на берегу – сообщники, которые могут попытаться их освободить. Поэтому спецназ готовится тщательно. К любой неожиданности и любой встрече.

Тропический рай сёрферов стал финальной точкой затянувшейся морской драмы. С разницей в несколько суток здесь приземляются два российских транспортника. Еще неизвестно, что с кораблем и с командой. Удалось лишь установить, что сухогруз где-то здесь, в этом районе Атлантики.

Один из самолетов вылетает на поиски Arctic Sea с воздуха. Неожиданно приходит сообщение: сухогруз найден и освобожден без единого выстрела морской пехотой сторожевого корабля "Ладный". Экипажам самолетов приказано доставить в Россию моряков и бандитов, захвативших корабль.

К Ил-76 их привозят на школьном автобусе. На кадрах хорошо видно, что пираты нервничают. Вот захватчиков еще раз тщательно обыскивают. На телах у многих – выразительные татуировки. Но крепкие мужчины в спортивном трико неожиданно заявляют – они ученые экологи. Заблудились в ночном море и чудом прибились к кораблю:
- Представьтесь как вас зовут.
- Андрей Лунев.
- И сколько вам лет?
- 43 года. Мы снимали нефтяные пятна. Собирали мусор в пластиковые мешки. И ночью уже собирались обратно, но застал шторм сильный. Мы сами подошли к Arctic Sea. У нас уже мотор захлебывался. На последних рывках подошли просить помощи. Я остался внизу. Потом они помогли нам поставить лодку на свое судно.

Сначала полицией представились, – возражают "экологу".
- Полицией какой?
- Наркотраффик.
- Это вот 24 числа, когда приказали вам остановиться?
- Нет, они сами запрыгнули на ходу.

Экологи представились полицейскими, а оказались пиратами. Многие из команды во время захвата спали. Сонных их скрутили веревками и затолкали в тесные отсеки корабля. Глухо задраили переборки и плотно завинтили иллюминаторы.
- То есть пятнадцать человек держали в трех каютах?
- По -моему, в четырех.
- А мастера отдельно.
- Да.

Чем все эти дни занимались на корабле пираты, члены экипажа не знают. Но вряд изучением проблем окружающей среды. По крайней мере, ни один из них до сих пор не может вспомнить название своей экологической организации.

"А я не знаю, какая это экологическая организация. Какой то мужчина был. Два раза с нами встречался. Я даже не помню, как называлась. Она аванс нам дал", – говорит Андрей Лунев.
- У вас есть судимость.
- Нет.
- А у ваших друзей.
- По-моему, есть.
- Вы до этого были или нет знакомы с командой?
- Нет.
- А потом 24 суток вы только дрейфовали?
- Да.
- А почему вы дрейфовали так долго, отключив навигационное оборудование?
- А его залило, оно вышло из строя, и вода стала поступать. Мы никому ничего не угрожали, мы не били никого и никакого оружия у нас не было.
- Это было автоматическое оружие? Чем они были вооружены?
- Помповые ружья, автоматы Калашникова, пистолеты. Вот уже месяц прошел. Это вот руки, где они стягивали наручниками. Мы по восемь часов лежали.

В Москве была уже глубокая ночь, когда здесь, почти в центре Атлантического океана, на острове Сал, экипажи двух российских транспортных самолетов Ил-76 получили приказ на взлет. На одном из самолетов – часть освобожденного экипажа. На другом, под охраной армейского спецназа, – бандиты, захватившие сухогруз.

Следователи начинают работать еще в самолете. Вопросов много. Как захватчики узнали маршрут корабля? Почему выбрали именно это судно? Почему с такой легкостью они захватили сухогруз в территориальных водах Швеции?

Следствие обещает быть долгим. Уголовное дело в отношении восьмерых подозреваемых ведётся по статьям "Похищение человека" и "Пиратство, совершённое организованной группой". Тем временем в Следственном комитете при прокуратуре России заявляют, что делом о захвате судна Arctic Sea, возможно, будут заниматься сразу несколько стран.