"Ямал" вошел в дрейфующие льды

Ледокол "Ямал" уже находится в Арктике. Путь в сотни километров корабль проделал за два дня и уже достиг дрейфующих льдов.

Ледокол "Ямал" уже находится в Арктике. Путь в сотни километров корабль проделал за два дня. Приходится спешить: в этот раз экспедиция будет не только научной, но и спасательной. Дрейфующая льдина, на которой развернута полярная станция, оказалась в сложных погодных условиях, сильное течение уносит ее к берегам Гренландии. Ледоколу предстоит забрать 18 ученых и больше 150 тонн оборудования, а затем высадить новую исследовательскую группу.

Первый на пути "Ямала" дрейфующий лед показывает локатор, его наносит на свои морские карты штурман. В настоящее время ледокол проходит севернее островов Земли Франца Иосифа. Именно здесь пролегает граница между Баренцевым морем и Северным Ледовитым океаном.

Если бы они могли – расплывались бы в ужасе. Небольшие льдинки многотонный "Ямал" колет, как орешки. Уровень сплоченности "не выше третьего", как сказала бы группа ледовой разведки. Они и подбирают подходящую льдину для основания полярной станции, и такое внимание не снилось ни одной участнице конкурса красоты: наблюдение со спутника, отбор из сотен претендентов. Начальник отдела полярных и морских работ Росгидромета. Илья Ягубов поясняет: "Обычно выбирают многолетний лед, толщиной минимум два метра. Выбираются и поля, их оптимальный размер – до четырех-пяти километров. Самое оптимально – это чтобы оно было округлое".

Именно дрейфующая льдина и заставила поволноваться своего "пассажира" – станцию "Северный полюс-36". Год назад полярников высадило судно "Академик Федоров" между островом Врангеля и Северным полюсом. Через 12 месяцев атомный ледокол идет на всех парах, чтобы практически спасти экспедицию. О том, что произошло, хорошо знает Томаш Петровский, который успел пожить на этой станции с самого начала и, как говорится, видел и снял на свою видеокамеру всю "кухню". Он поясняет снятые видеокадры: "Домики были уже. Но ничего не было обустроено, все надо было делать". Если есть дом, можно и работать. Исследования арктического дна, предсказание погоды и изучение полезных ископаемых – все это в режиме нон-стоп.

Дрейф в несколько метров в день обратился в путешествие длиной в две с половиной тысячи километров. Когда потеплело – льдина начала таять и трескаться. "Пройдет трещина рядом cо складами, с эстакадами, имуществом – объявляется аврал, собираемся, перевозим, переносим. Март-апрель были очень холодными, мы тогда как раз полосу [взлетно-посадочную] стоить- 42-49 градусов мороза на протяжении двух месяцев: " – вспоминает Томаш Петровский.

Но когда подморозило, лучше не стало. Полярная одиссея приблизилась к берегам Гренландии. 250 километров – это не только чужая территория политически, но и суровая климатически. Пока нет очень толстых льдов, станцию необходимо эвакуировать: 150 тонн груза, 18 полярников и собаки. Но, несмотря на то, что дело неотложное, ледокол вынужден замедлить ход. Впереди – несколько дней тяжелой работы по прямому назначению корабля: колоть и давить.

Корреспондент "Вестей" – единственный журналист на борту "Ямала". Он будет постоянно держать нас в курсе всех событий. Телеканал "Вести" стал информационным партнером полярной экспедиции. Это наш совместный проект с "Росатомом".