Конец "больного вопроса". Реплика Андрея Светенко

В этот день ровно 105 лет назад в России были окончательно отменены телесные наказания. Вопреки расхожим представлениям о жестокости нравов на Руси, наше Отечество отнюдь не пионер по части "больного вопроса".

В этот день ровно 105 лет назад в России были окончательно отменены телесные наказания. Вопреки расхожим представлениям о жестокости нравов на Руси, наше Отечество отнюдь не пионер по части "болевого вопроса". В законодательстве стран Западной Европы они появились еще в XIII веке. А на Руси впервые, (подчеркиваю, как мера наказания за уголовные преступления) битье кнутом появилось в 1497 году, в судебнике Ивана Третьего.

В Соборном уложении царя Алексея Михайловича (отца Петра Первого) различалось уже четыре вида наказания кнутом - "простое", "нещадное и жестокое", "публичное на торгу" и "имевшее последствием шельмование". Мало кто знает, что "ошельмовать" означало отрезать язык, вырвать ноздри и поставить клеймо с буквами "В.О.Р." на лбу. При этом никаких сословных ограничений не существовало.

А уже в XVIII "просвещенном" веке началось последовательное наступление на это, по словам Екатерины Великой, "средневековое варварство". Два самых жестоких вида наказаний императрица отменила для женщин, причем всех, независимо от сословий.

А в 1785-м вышел Указ о вольности дворянства, постановивший, что "телесное наказание да не коснется благороднаго". Потом злые языки скажут, что "два поколения непоротых дворян привели Россию на Сенатскую площадь, то есть - к восстанию декабристов". И опять же мало кто знает, что в том же 1785 году телесные наказания были запрещены и для купцов первых двух гильдий, а также для "именитых граждан", то есть мещан. А спустя год в разряд "непоротых" попали и священнослужители.

А вот в царствование самого либерального, судя по воспитанию, царя Александра Первого изменений к лучшему было совсем немного. Александр созвал специальную комиссию для отмены телесных наказаний, но в результате всего лишь запретил употреблять термины "нещадно" и "жестоко", но публиную порку "на торгу" оставил. Любопытно, как это было обосновано: "Народ по недоразумению может вообразить, что и всякое уголовное наказание отменяется".

После отмены крепостного права наказание еще более смягчились. Кнут и плеть заменили розги и шпицрутены (гибкие длинные прутья, вымоченные в соленой воде - ред.). Конечно, это звучит как горькая ирония. Однако с точки зрения буквы закона изменение было существенным. Телесное наказание стало применяться исключительно как дисциплинарная "штрафная" мера, а не как мера наказания, заменявшая тюремное заключение.

Манифестом царя Николая Второго в августе 1904-го с этой унижающей человеческое достоинство практикой было покончено вовсе, тогда как в тех же британских тюрьмах, телесные наказания применялись вплоть до середины ХХ века. А в некоторых частных школах Британии нерадивых учеников до сих пор наказывают битьем линейкой по ладошке.