Старая Русса – новая Мекка российской археологии

Археологические раскопки в городе Старой Руссе Новгородской области, похоже, придётся приостановить. Виной тому – августовские проливные дожди. Несмотря на это, работы археологам хватает. Изучение и реставрация ранее найденных сокровищ истории занимает значительное время.

Археологические раскопки в городе Старой Руссе Новгородской области, похоже, придётся приостановить. Виной тому – августовские проливные дожди, которые размывают почву и сильно мешают археологам. Несмотря на это, работы им хватает. Изучение и реставрация ранее найденных сокровищ истории занимает значительное время и даёт ответы на многие вопросы.

В археологическом сезоне 2009, а в последних числах августа о его завершении можно говорить почти наверняка, здесь успели лишь едва прикоснуться к истории 13 века. Всему виной проливные дожди. Но даже когда на раскопе стоит вода, археологи не бездельничают: они изучают и реставрируют находки, найденные накануне.

В мастерской Елены и Сергея Тороповых работа кипит. Когда за окном уже сутки льет дождь, есть время внимательнее рассмотреть все то, чем жили рушане в 13 столетии. Во времена Александра Невского, тогда еще просто Русса была важным городом на Новгородской земле. Свидетельства тому – многочисленные остатки кожаной обуви, деревянной и глиняной посуды, кольца, заколки, стеклянные браслеты, серебряные броши и подвески. Но главной находкой стала свинцовая печать архиепископа Мартирия.

“Мартирий в летописи рушанин, уроженец Старой Руссы, основатель одного из древнейших монастырей – Спасо-Преображенского, а в 1193 году был новгородским архиепископом”, – рассказала Елена Торопова, руководитель археологической экспедиции в Старой Руссе.

Эта пятая по счету находка в истории России. Печать, размером не больше монеты, благодаря свойствам почвы, великолепно сохранилась. И невооруженным глазом можно рассмотреть, что на одной ее стороне изображена Богоматерь с поднятыми вверх руками, на второй обозначена принадлежность. Именно такой печатью главное лицо Новгородчины скрепляло все важные документы. К слову, находка еще раз подтверждает принадлежность к высокому сословию семьи, на усадьбе которой археологи работают уже 6 лет. Есть и другие доказательства зажиточности.

“Например, у нас есть фрагмент средневекового стекла, очень редкая находка, на жилых усадьбах я не встречала, только в храмах и монастырях”, – прокомментировала Елена Торопова.

О состоятельности говорят и украшения. К примеру, заколку в виде резного дракончика простая девушка в 13 веке себе вряд ли могла позволить, как, впрочем, и подвеску в виде луны, которая цеплялась к цепочке.

“Где-то в районе груди на женском костюме была эта цепочка, наверняка на ней были и другие подвески, кроме лунницы, кто знает, возможно, ее сорвали во время страсти, тем не менее, была она в куче навоза”, – рассказал заместитель руководителя археологической экспедиции в Старой Руссе Сергей Торопов.

Несмотря на стаж работ на раскопе и великолепное знание истории тех времен, Елена и Сергей Тороповы не перестают удивляться. Ведь по находкам можно судить и о моде, и о предпочтениях, и о том, как менялся быт новгородцев в эпоху Александра Невского. И кто знает, говорят археологи, чем бы еще удивил их 13 век, если бы не погода.