Место, где памятники архитектуры обретают вторую жизнь

Научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимается тем, что восстанавливает важные архитектурные памятники. Последними работами мастеров центра стали старинные церковные врата московских разрушенных церквей эпохи русского барокко.

Научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимается тем, что восстанавливает важные архитектурные памятники. Последними работами мастеров центра стали старинные церковные врата московских разрушенных церквей эпохи русского барокко. Реставрацию врат специалисты обещают закончить в конце года и вернуть их туда, где им самое место – в государственный художественный историко-архитектурный музей "Коломенское".

Каждую трещину деревянного музейного экспоната приходится проклеивать вручную – миллиметр за миллиметром. Врата, которые последние десятилетия находились в хранилищах музея-заповедника “Коломенское”, сейчас – в научно-реставрационном центре имени Грабаря. Специалисты говорят: это не просто предмет из прошлого, – это памятник русского барокко 17-го века. Его уже неоднократно пытались восстановить: теперь реставраторам приходится, в том числе, исправлять ошибки предыдущих мастеров.

“Они были закрашены синей краской местами. Местами – это была плотная такая запись темно-коричневого цвета. Клеймы были записаны-переписаны в более поздние времена. И в мою задачу входило приведение этого памятника в ту историческую правду, которой она была изначально”, – говорит Евгений Бучило, художник-реставратор Научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря.

Сейчас реставраторы восстанавливают историческую правду нескольких врат из самых разных церквей. Все они вскоре будут экспонироваться в залах музея-заповедника ‘’Коломенское’’. В центре Грабаря говорят, что иногда сложно установить, откуда именно тот или иной церковный предмет попал в хранилище.

“Коломенское'' собирало не только коллекции из московских разрушенных церквей, где были роскошные царские врата, но и из подмосковных церквей, которые в то же время уничтожали, и очень старательно”, – рассказал другой сотрудник Научно-реставрационного центра Алексей Владимиров.

Для того чтобы восстановить эти врата, приходится удалять пыль и грязь, которая скопилась на поверхности деревянного экспоната за многие годы. Но в то же время важно сохранить позолоту и все росписи. Реставраторы центра Грабаря для начала тщательно изучают способ, которым врата создавались, чтобы понять, как их лучше восстановить.

“После резьбы наносили специальный состав и клали на него золото. Этот состав со временем изменился: появился сильный кракелюр, который приходится горячим шпателем укладывать, выравнивать, и остатки золота переписаны – их и серебром переделывали”, – прокомментировал художник-реставратор Виктор Занозин.

Реставрацию врат специалисты обещают закончить в конце года. Здесь, прежде всего, стремятся восстановить экспонаты и обещают не превратить исторические памятники в новодел.